Сибирские огни, 1960, № 8

Кораблем управляли белые люди, на нем были пушки, порох и различные припасы. Один англичанин, слышавший рассказ кучумова племянника, добав­ лял, что этот корабль, захваченный татарами или северными племенами, разыс­ кивал дорогу в Китай. Было бы неправильно думать, что этот корабль был обя­ зательно английский. Гораздо важнее вспомнить, что таинственный корабль по,- явился близ устья Оби именно тогда, когда пищали ермаковской дружины греме­ ли за Северным Уралом, а в Вологде был приготовлен отряд морских кораблей Ивана Грозного. Строгановы в то время искали мастеров для постройки двух кораблей, чтобы послать их на северо-восток почти одновременно с отрядом Ej> мака Тимофеевича. Не настало ли время решить также совершенно новый и на первый взгляд неожиданный, но вполне назревший вопрос: не было ли одной из задач Ермака —; найти и закрепить за Русью пути в Китай по Иртышу, Зайсану, через Восточный Туркестан? Ведь до сих пор остался совершенно невыясненным вопрос — какие именно «бухарцы» торговали во времена Строгановых и Ермака в Сибири. «Ма­ лой Бухарией» назывался Восточный Туркестан, а путь туда шел именно по Ир­ тышу и Зайсан-нору. Ермак оказался в своей зыбучей и студеной могиле именно из-за того, что, готовясь встретить мирный «бухарский» караван, не выставил ночной охраны. Между тем Оливье Брюнель, растратив строгановские средства, не вернулся к Строгановым, а поселился в 1583 году в Бергене, где жили некоторые пираты из числа дружков Генриха Штадена. Через год Брюнель оказался у суровых скал Новой Земли. Уже на деньгй принца Оранского он плыл на северо-восток, но дальше Югорского Шара пройти не мог. В то время, когда Брюнель находился на Новой Земле, русские служилые задержали там бергенца Георга Гойерса, уверявшего московитов, что он ищет «Зеленую Землю», то есть Гренландию, а в северные воды Московии попал по чистой случайности. Этим объяснениям русские, однако, не вняли и отправили незадачливого искателя Гренландии в ссылку. Этот случай показывает, насколь­ ко крепко русские охраняли от вторжений иностранцев новоземельские проливы и самую Новую Землю. Отпор со стороны русских получило и появление датско­ го корабля в 1585 году в устье реки Мезени. Иван Грозный, в разговоре с «анги- лейским послом» Еремеем Боусом, высказал мысль, что русские владения вдоль берега Ледовитого океана простираются по крайней мере на три тысячи верст к востоку от устья Северной Двины. i З а Обмо—теплое море Здесь — начало замечательных событий на Русском Севере. В 1584 году над берегом Северной Двины поднялась крепость, обведенная с трех сторон голу­ бым рвом. Близ острога выросли гостиные дворы. Двинский город был назван Новыми Холмогорами. Так по указу Ивана Грозного был заложен Архангельск— будущая твердыня Русского Севера. Между тем поморы все увереннее и упорнее обживали северо-восточные области и прокладывали новые пути. В 1584 году печорские грамотеи землепроходцы написали свиток—путеводи­ тель к устью Оби. Из этого свитка видно, что печорцы знали туда не одну, доро­ гу. Весною, вслед за речным льдом русские шли на кочах вверх по Печоре, а зщ тем вниз по Усе, проходили волок или, пользуясь половодьем, попадали, не сходя с кочей, прямо в Обь. По берегам Оби стояло четыре укрепленных городка, а ближе к устью находилась крепость Надежная. Ходили к Оби морем, мимо Вай- гача и Новой Земли. Точно было высчитано, сколько дней морского пути было ,цт Канина Носа до Печоры, Кары и Оби. Хорошо разведана была дорога через Маточкин Шар, разрезавший поперек Новую Землю. На северном берегу этого пролива была устроена морская застава и служилые люди зорко следили за кораблями, идущими на восток, чтобы взять с них установленную пошлину. .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2