Сибирские огни, 1960, № 8
ПОД СЕНЬЮ МОРСКОГО СКИПЕТРА Стифеи Барроу и помор Лошак Большой жизнью дышало Ледовитое море. Русские ладьи качались на его» студеных волнах. Мореходы из Холмогор плыли от устья Колы на Печору, и их. суда опережали корабль англичанина Стифена Барроу, который плыл с ними на русский Север. У Новой Земли англичане стали искать новых провожатых. И, конечно, на шли в лице отважного помора по прозвищу Лошак и его спутника, встретивших, иноземцев у берегов Новой Земли..Эти поморы хорошо знали путь к Оби и на восток от нее. Лошак рассказывал Барроу о горных вершинах Новой Земли, сравнивал их с высотами Полярного Урала, обнаруживая большие знания при роды Севера. Еще замечательней был холмогорский кормчий Федор, с которым Барроу встретился еще в Коле. Историки видят в этом человеке землепроходца Федора Товтыгина, считая, что он сообщил английским мореходам древнее сочинение «о человецех незнае мых». В нем уже упоминались обитатели Мангазейской страны. Спутник Бар роу, шкипер Ричард Джонсон, перевел на английский язык рассказ Федора,, прибавив что Тавтыгин сам не раз посещал страну самоедов, расположенную на. морском побережье за Обью. В донесение Ричарда Джонсона были включены данные одного пермского жителя, который ходил в Китай через Бухару, «а также другим путем ближе к: морскому берегу». Этот более северный, чем бухарский, путь начинался от Двин ской земли, шел на Печору, а с Печоры на Обь водою, & зимой __ на оленях. С Оби следовали на юго-восток до земли желтых и черных калмыков, которые считались уже подданными богдыхана. Куда вела эта дорога — в Монголию, те перешнюю Туву или Западный Китай? Бесспорно лишь одно, что наши предки,, разведав Обь, сразу же начали устанавливать связи с Китаем через Сибирь и разведывать Северный Морской путь для этой же цели. В Москву стекались вести с Севера. Рафаэль Барберини, находясь в Мо скве, своими глазами видел обитателей дальнего Севера. Они привезли обычную дань русскому государю. Любопытно, что как только разговор зашел про Обь, начались рассказы о дороцах к Китайскому озеру и славному городу Канбалы- ку, как называли тогда Пекин. Барберини записал «слышанное от других обо всем достопримечательном около Сибири и Китая». «...сведения же эти собирал я от всех, которые были там, — утверждал Ра фаэль Барберини. — А бывать там могли только русские люди»1. Явившись в снежную Московию с доверительными письмами английской королевы и Филиппа испанского, Барберини настойчиво, насколько это позволя ло ему положение незваного гостя, узнавал о северных странах и о дорогах, ве дущих на северо-восток. В больной голове Филиппа II жила мечта о мировом господстве, которую он лелеял вместе с кровавым герцогом Альба де Толедо, Уже тогда они напряженно следили за жизнью Московии, в руках которой ока зывались ключи от узорчатых ворот Китая и Индии. Рафаэль Барберини не мог спокойно спать на московских пуховиках, пока не разузнал о Полярном Урале, который он по старинке отождествлял с Рифей- скими горами. Он даже отыскал сына одного из участников похода Семена Курб ского и Петра Ушатого и расспросил его о первых попытках взойти на Рифей- ские вершины. Затем следовали неизбежные рассказы о югорских белых соко лах, Золотой Бабе, охоте на соболей, загадочной реке Таханин, струящей свои воды в области за Лукоморьем. Как только Барберини вернулся в Италию, папский библиотекарь немедлен но затребовал от путешественника его записки о Московии. Немудрено! Ведь 1 В. Любич-Романович . С казания иностранцев о России в XVI и XVII веках , СПб, 1843, стр_ 59.’-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2