Сибирские огни, 1960, № 8
Озимые В отличие от Украины сегодняшний Северный Казах- пшеницы стан — это безраздельное царство только яровых пше- в Сибипп? ниц и В0°бЩе яровых посевов. Господствует, как совер- • шенно непреложное, убеждение, что озимые хлеба здесь культивировать нельзя, что они вымерзают во всех зо нах. А правда ли это? Автору этих строк доводилось немало беседовать со старо жилами. Оказалось, что не только в районах мелкосопочника — Арык-Балык- юком или Зерендинском, где холмы да перелески задерживают снег лучше миллиона снегопахов, создавая надежное теплое зимнее укрытие, но даже и в ле состепной части богатейшего Рузаевского района прекрасно вырастали раньше озимые пшеницы. Больше того! — оказывается, и в открытом степном, мало снежном Кокчетавском районе, в частности в селеньях Щебутинка, Ивановка и других, расположенных за озером Копа, озимые пшеницы выдерживали зиму и хорошо плодородили. Но потом «для упрощения дела» (и к явному ущербу для земледелия) их по всеместно забросили, подогнали все районы под стандарт исключительно яровых посевов. И не так уж давно это было! Вот авторитетное свидетельство старого и уважаемого работника — главного инженера Рузаевского совхоза «Победа Иль ича» М. М. Безлера: «В 1947 и много раньше озимые пшеницы ежегодно куль тивировались в бывших колхозах «Красный пахарь» (Григорьевка), им. Кирова (Возвышенна) и «Путь к свету» (Золотоноша, Березовка). Родились они хорошо, давали сборы центнера на 3—4 выше яровых. Бывали, правда, и срывы, но ред кие и исключительно по вине земледельцев: или слишком поздно посеют и в зи му пойдут лишь красненькие иголочки, или неправильно выберут участок, или в год с малыми зимними осадками поленятся задержать снег». Показательны и труды Шортандинской опытной станции, на месте которой 'теперь организован Казахский научно-исследовательский институт зернового хо зяйства. В 1942 году и раньше здесь проводились очень успешные опыты с вы ращиванием озимых пшениц. Урожайность достигла 20—25 центнеров с гекта ра. Особенно удавались посевы по кулисным парам. Использовались, главным образом, сорта, выведенные саратовской селекционной станцией, — Лютесценс 329 и Гостианум 237. Причем последний сорт оказался наиболее продуктивным. Работали, работали и бросили! А какое бы громадное значение имела культура озимой пшеницы хотя бы для обширных и плодородных горно-сопочных рай онов Северного Казахстана, где, кстати говоря, позднеспелые сорта яровых пше ниц частенько попадают под ранние осенние заморозки. Внедрение озимых по севов — наряду с главными яровыми — помогло бы, в частности, облегчить, разгрузить и уборочные работы, для которых нам отведена природой •очень короткая, да еще и дождливая осень. Допустим даже, что из десяти годов один или два окажутся неудачными, но и такой риск будет оправдан и компенсирован. Кроме того, в особо неблагоприятные для озимых посевов годы не обязательно ведь сдаваться без боя, а можно и повоевать: при нять специальные меры против образования ледяной корки, зимнего или весен него вымерзания и т. д. Наконец, есть у нас большая армия селекционеров и опытников, которые с увлечением поработают и над выведением для целины ран неспелых, сильных сортов яровых пшениц, и над благодатной задачей повышения зимостойкости озимых. И не пора ли вновь открыть двери этим пшеницам и прежде всего в те районы, где они прекрасно удавались, но были вытеснены любителями работать «попро ще», планировать механически, руководить по принципу «всем сестрам цо одина ковым серьгам»? -у t Прошлое отдельных областей и районов у нас очень АЮчешь мало изучается и учитывается. Многим из новых жителей идти вперед, целины, естественно, представляется, что история местно- ОГЛЯНИСЬ сти, куда он прибыл, началась только с его приезда. На и назад! самом же деле, например, городу Щучинску уже более л ’ ста лет. Казачий военный форпост — станица Котуркуль, расположенная невдалеке, организовалась в 1849 году. Вот еще когда были поло жены начатки земледелия в Щучинском районе! О том, что Турксиб был детищем первой пятилетки, знает каждый совет ский пионер. Зато многим ли даже и казахстанским новоселам известно, что первая после революции железная дорога в Казахстане была начата строитель ством еще в ноябре 1920 года по прямому указанию В. И. Ленина. Страна голодала, а в Северном Казахстане скопились значительные запасы хлеба. Первые комсомольцы верблюжьими караванами, сквозь огонь кулацких восстаний, доставляли драгоценное зерно только в Петропавловск — ближе бы ло некуда. Чтобы вывезти этот хлеб в Россию, и потребовалось построить желез нодорожную линию от Петропавловска до Кокчетава. Благодаря заботам Ильича .летом 1922 года кокчетавцы встречали в своем городе первый паровоз. Таково
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2