Сибирские огни, 1960, № 8
Прочитав до конца «Думы и чувства христианина на смертном одре», я стал машинально перелистывать тетрадь и вдруг наткнулся на разукра шенную синими и желтыми крестиками страницу. Я перевернул ее и на шел новый отдел журнала — пятнадцать исписанных страниц. Хотя этот отдел был без заглавия, но характер и назначение его были определенны, он предназначался не для умирающих, а для здравствующих. Составлен он был, как и первый, — из прозы и стихов. В прозу вошли главки из еван гелия, ну, а стихи были сочинены теми же доморощенными «поэтами». «И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли ради имени моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную». «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благода рите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас». «Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет забо титься о своем: довольно для каждого дня своей заботы». В таком же, парализующем человеческую волю, духе, накарябаны и стихотворения. Ж изнь — бездна; настоящее, полное счастье только там, в небесных чертогах; терпеть, страдать, мыслить, трудиться нужно лишь для бога — вот лейтмотив, пронизывающий посвящения «живущему в мире сём». Я еще раз прочитал этот раздел и представил себе, что было бы, если бы люди выполняли иисусовы наказы, когда над всем миром нависла угро за коричневой чумы — фашизма? Узнав, что палачи бросили в топку освенцимской печи старика и ста руху, их дети и внуки должны были возносить «милостивому» господу мо литву во славу палачей?! Мать, у которой озверевший эсесовец выхватил из рук ребенка и про стрелил ему голову, должна благодарить и благословлять подлого убийцу своего сына?! _ Я считал, что эти, опровергающие религиозные поучения, факты н а столько очевидны и уже давно известны каждому, даж е мало-мальски здравомыслящему человеку, что и говорить о них не придется. Но вот, оказывается, пришлось — передо мной леж ал принесенный Ваней сборни чек, каждая страница которого призывала к отречению от земных благ, угрожала божьей карой и вопила — «Приобщись! Приобщись! Приоб щись!» Кому и зачем понадобилось с таким усердием оживлять высохшее дерево? Кому — я догадывался: М акару Филипповичу. Но зачем? Неужели он, проживший жизнь и видавший виды, искренне верит в бога и считает правильными, приносящими людям пользу те мысли, кото рые выражает его рукописный журнальчик? 11 Ваня вернулся из гараж а часа через четыре. От него пахло бензином, и руки его были выпачканы. — Ну, как? — спросил я. — Здорово! — заулыбался Ваня. — Посмотрел всякие машины, ви дел, как ремонтировали автокран, и ездил с одним шофером, Гошкой, на завод. В кабине сидел. Мы на этом заводе получили и привезли в гар аж электрический моторчик, такой небольшой. Без него было, как без рук. Сейчас дело у них пойдет. — Уж сильно ты запачкался, — заметил я. — А это не от того, что я ездил да грузил моторчик, а потому, что мне
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2