Сибирские огни, 1960, № 8
взглядов при встрече, не слышать их криков: «Гена Кравцов!» А сейчас? Какими теперь глазами будут они, пионеры, смотреть на него. Миша Желонкин вызывал жалость. ...Шел он в общем строю, нога в ногу со своими товарищами, учился в школе, может быть, даж е носил красный галстук, интересовался всем тем, что творилось вокруг него: завоеванием Антарктиды, строительством городов, но вот на одном из этапов только что начатой сознательной ж и з ни с ним повстречался кто-то, поманил его, и он свернул в сторону. Това- рищи-и те, кто вел их, не заметили убыли в своих рядах, ушли дальше, а он один плутает по узеньким тропкам, ищет какого-то иного света. И столкнули его с общей дороги люди, прикинувшиеся участливыми,, добрыми. О том, насколько эти «добрые люди» бывают хитры, изворотливы и коварны, как они осторожно, по-змеиному тихо, вползают в человеческие души, я убедился очень хорошо еще в детстве... з ...Обширный крестовый дом Коркина и наша маленькая избенка сто яли на одной улице. ' Этот зареченский выселок образовался в двадцатом году из кресть- ян-переселенцев российских губерний и назывался Иерусалимом. Такое громкое название ему было дано не случайно. Он, как и его тезка, гнездился на неровной, бугристой местности. В нем, как ни в одном другом краю села, вовсю орудовали яростные поборники новой христовой веры — баптисты. Руководил ими Анемподист Ионыч Коркин. В 1923 году, будучи двенадцатилетним мальчишкой, я не раз вместе со своими набожными родителями бывал в просторной кухне коркин ского дома на собраниях «братьев и сестер». Хозяин дома, да и все его приверженцы встречали нас, ребятишек, ласково, усаживали вдоль стен на скамьи, а когда было людно — на полати или на печь, и мы весь в е чер слушали проповеди и смотрели, что делается за столом и в «зале». Н а передних скамьях располагались члены секты и готовящиеся вступить в нее — кандидаты, на задних — инаковерующие и вовсе неве рующие. З а столом обычно восседали трое: Анемподист — в центре, по правую и левую стороны от него — наиболее достойные и заслуженные соратники. — Дорогие братья и сестры! — проникновенным голосом взывал Анемподист, открывая собрание. — Сегодняшнее собеседование посвя щается одной из главнейших заповедей нашего учителя Иисуса Христа. Дорогие братья и сестры! Возьмите в руки евангелия и напрягите свой слух; откройте глаза и всмотритесь; отточите ум и вдумайтесь. Он ска зал... Братья и сестры поднимались на ноги и, редко мигая, смотрели на проповедника. Прочитав заповедь, Анемподист клал на стол евангелие, выходил на середину комнаты и, скрестив руки на груди, принимался разъяснять. Был он среднего роста, коренаст, с небольшим брюшком. Когда го ворил, на его круглом, упитанном лице и на круглой плешине выступал пот. Должно быть, за вежливое обхождение и ласковые слова односель чане называли Анемподиста «масленым блином». Говорил он сочным бархатистым голосом, не торопясь, внятно и с выражениями: когда нужно было разжалобить — голос его дрожал ; строгие фразы произносились твердо, убежденно, угрожающе; «радостные» — катились, словно журча щий ручей. Большое впечатление производили его речи. Д аж е мы, озор 7. «Сибирские огни» № 8.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2