Сибирские огни, 1960, № 7

настольной книгой для читателей, кото­ рые высоко ценят мудрость и красоту народных сказов, преданий и легенд. А. С т е п а н о в В О П Р О С Ы / П А С Т Е Р С Т В А П И С А Т Е Л Е Й С лово «мастерство» сейчас, по­ жалуй, самое популярное, Ук­ раш ая заголовки монографий и сборни­ ков, журнальных статей и газетных по­ лос, оно неизменно сопутствует творче­ ским собраниям, дискуссиям и обсуж­ дениям в среде писателей, критиков и литературоведов. Сложно и многолико понятие мастер­ ства. В нем скрещиваются и идейные по­ зиции писателя и его художественно-эсте­ тическое кредо, и особенности жанра, композиции произведения, и вообще вся его образная система, а также язык. По- разному подходят к изучению мастерст­ ва литературоведы и языковеды-сти­ листы. Но для тех и других непреложно одно: мастерство писателя начинается, конечно, со с л о в а , напоенного соками народной жизни, почерпнутого из тайни­ ков народной речи, выкованного в кузни­ це русской классической литературы. Детальный анализ словесной ткани худо­ жественного произведения как раз явля­ ется, по нашему мнению, изучением глу­ бинных основ мастерства. Это широкий фронтальный подход, который охваты­ вает изучением не только язык, но и все другие компоненты образной системы произведения. Для наглядности обратим­ ся к сборнику статей объединения ка­ федр. литературы Сибири и Дальнего Во­ стока. Заголовок сборника — «Пробле­ мы художественного мастерства писа­ телей» 1 — достаточно интригу ю щ и й . Здесь можно прочесть об особенностях сюжетно-композиционного мастерства Л. Толстого и о приемах сатирической типизации у Щедрина, о языковой мето­ дологии исторического романа и о ху­ дожественном аспекте народной диалект­ ной речи. Рецензируемый выпуск вклю­ чает всего 6 статей, скрепленных единст­ вом тем и проблематики. Вот первая: В. Г. Одиноков «Некоторые особенности сюжетно-композиционного мастерства JI. Толстого в повести «Казаки». Автор показывает, как воплощается в много­ 1 Проблемы истории литературы и художест- венного мастерства писателей. Труды объедине­ ния кафедр литературы вузов Сибири и Д а л ьн е ­ го Востока, Красноярск, 1959. планном построении повести художниче- ское кредо Л. Толстого: «диалектика ду­ ши» и «текучесть» характеров», как ор­ ганически сливаются две перспективы слова: образная и идейно-художествен­ ная, и, наконец, как четко выкристалли­ зовывается в сюжетно-композиционной «партитуре» повести «логика художест­ венного повествования». Проникнув в «напряженный ритм повествования», в «драматическую психологизацию» пове­ сти, В. Г. Одиноков довольно рельефно прочертил путь идейной эволюции героя (Оленина), его страшную далекость от гармонического идеала «естественного» человека, воплощенного Л. Толстым в образах казаков. Вопросы композиции произведения и языка художественной литературы под­ нимаются в статьях В. К. Шеншина «Об особенностях жанра и приемы сатириче­ ской типизации в повести М. Е. Салтыко­ ва-Щедрина «Убежище Монрепо» и Т. В. Еречневой «Способы и приемы ра­ боты Щедрина над созданием сатириче­ ских образов в романе «Современная идиллия». В статье о художественном своеоб­ разии «Убежища Монрепо» есть инте­ ресные, хотя и довольно общие, наблю­ дения, замечания. Верной представляет­ ся основная мысль автора, что «Убежи­ ще Монрепо» сочетает в себе «многие элементы традиционного социально-пси­ хологического романа с публицистиче­ ской сатирой», с «широким внедрением сатирического элемента». Вместе с тем она недостаточно подкреплена фактами. Если бы В. Шеншин полнее предста­ вил себе стилистику повести-обозрения, как одного из популярных жанров ли­ тературы второй половины XIX века, то анализ образа повествователя мог бы, конечно, получиться убедительней. «Убежище Монрепо» — произведение, целиком выдержанное в сказовой ма­ нере. Наблюдения над языковой харак­ теристикой образа повествователя ве­ дут, естественно', к более глубокому про­ никновению в содержание произведения. Дело в том, что в таких произведениях, где повествование ведется от имени действующего лица, происходит исклю­ чительно сложное переплетение языко­ вых и стилистических вариаций. Давно известно, что не в манере литературове­ да строить анализ художественного сво­ еобразия произведения по ориентирам — от формы к содержанию, — но мы глу­ боко убеждены в том, что в сказовых жанрах такой анализ является самым плодотворным. Ведь словесное облаче­ ние повествователя — это по существу есть и его внутренний мир со всевоз­ можными нюансами и движениями. Именно здесь, по-видимому, особенно наглядно должно проявиться мастерство писателя-еатирнка, Само по себе указание на художе­ ственные приемы- (аллегорию, гротеск и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2