Сибирские огни, 1960, № 7
настольной книгой для читателей, кото рые высоко ценят мудрость и красоту народных сказов, преданий и легенд. А. С т е п а н о в В О П Р О С Ы / П А С Т Е Р С Т В А П И С А Т Е Л Е Й С лово «мастерство» сейчас, по жалуй, самое популярное, Ук раш ая заголовки монографий и сборни ков, журнальных статей и газетных по лос, оно неизменно сопутствует творче ским собраниям, дискуссиям и обсуж дениям в среде писателей, критиков и литературоведов. Сложно и многолико понятие мастер ства. В нем скрещиваются и идейные по зиции писателя и его художественно-эсте тическое кредо, и особенности жанра, композиции произведения, и вообще вся его образная система, а также язык. По- разному подходят к изучению мастерст ва литературоведы и языковеды-сти листы. Но для тех и других непреложно одно: мастерство писателя начинается, конечно, со с л о в а , напоенного соками народной жизни, почерпнутого из тайни ков народной речи, выкованного в кузни це русской классической литературы. Детальный анализ словесной ткани худо жественного произведения как раз явля ется, по нашему мнению, изучением глу бинных основ мастерства. Это широкий фронтальный подход, который охваты вает изучением не только язык, но и все другие компоненты образной системы произведения. Для наглядности обратим ся к сборнику статей объединения ка федр. литературы Сибири и Дальнего Во стока. Заголовок сборника — «Пробле мы художественного мастерства писа телей» 1 — достаточно интригу ю щ и й . Здесь можно прочесть об особенностях сюжетно-композиционного мастерства Л. Толстого и о приемах сатирической типизации у Щедрина, о языковой мето дологии исторического романа и о ху дожественном аспекте народной диалект ной речи. Рецензируемый выпуск вклю чает всего 6 статей, скрепленных единст вом тем и проблематики. Вот первая: В. Г. Одиноков «Некоторые особенности сюжетно-композиционного мастерства JI. Толстого в повести «Казаки». Автор показывает, как воплощается в много 1 Проблемы истории литературы и художест- венного мастерства писателей. Труды объедине ния кафедр литературы вузов Сибири и Д а л ьн е го Востока, Красноярск, 1959. планном построении повести художниче- ское кредо Л. Толстого: «диалектика ду ши» и «текучесть» характеров», как ор ганически сливаются две перспективы слова: образная и идейно-художествен ная, и, наконец, как четко выкристалли зовывается в сюжетно-композиционной «партитуре» повести «логика художест венного повествования». Проникнув в «напряженный ритм повествования», в «драматическую психологизацию» пове сти, В. Г. Одиноков довольно рельефно прочертил путь идейной эволюции героя (Оленина), его страшную далекость от гармонического идеала «естественного» человека, воплощенного Л. Толстым в образах казаков. Вопросы композиции произведения и языка художественной литературы под нимаются в статьях В. К. Шеншина «Об особенностях жанра и приемы сатириче ской типизации в повести М. Е. Салтыко ва-Щедрина «Убежище Монрепо» и Т. В. Еречневой «Способы и приемы ра боты Щедрина над созданием сатириче ских образов в романе «Современная идиллия». В статье о художественном своеоб разии «Убежища Монрепо» есть инте ресные, хотя и довольно общие, наблю дения, замечания. Верной представляет ся основная мысль автора, что «Убежи ще Монрепо» сочетает в себе «многие элементы традиционного социально-пси хологического романа с публицистиче ской сатирой», с «широким внедрением сатирического элемента». Вместе с тем она недостаточно подкреплена фактами. Если бы В. Шеншин полнее предста вил себе стилистику повести-обозрения, как одного из популярных жанров ли тературы второй половины XIX века, то анализ образа повествователя мог бы, конечно, получиться убедительней. «Убежище Монрепо» — произведение, целиком выдержанное в сказовой ма нере. Наблюдения над языковой харак теристикой образа повествователя ве дут, естественно', к более глубокому про никновению в содержание произведения. Дело в том, что в таких произведениях, где повествование ведется от имени действующего лица, происходит исклю чительно сложное переплетение языко вых и стилистических вариаций. Давно известно, что не в манере литературове да строить анализ художественного сво еобразия произведения по ориентирам — от формы к содержанию, — но мы глу боко убеждены в том, что в сказовых жанрах такой анализ является самым плодотворным. Ведь словесное облаче ние повествователя — это по существу есть и его внутренний мир со всевоз можными нюансами и движениями. Именно здесь, по-видимому, особенно наглядно должно проявиться мастерство писателя-еатирнка, Само по себе указание на художе ственные приемы- (аллегорию, гротеск и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2