Сибирские огни, 1960, № 7

о том., как сватали героиню сказа «Вы­ шла за детину»,. «И вот едут сватать из Усть-Изеса. Они слухом пользовались: я здоровуща, за мужика сено мечу. Жени­ хова мать говорит: «ее возьмем — будет кого к столу поставить и по щеке уда­ рить», И сразу весь быт прошлого тем­ ного «мужицкого» уклада возникает пе­ ред нами. Столь же метко и образно рас­ сказано о том, как по-новому чувствует и поступает молодежь первых лет совет­ ского времени: не нужно девушке бога- чества: «Буду есть мякину, да выйду за детину», т. е. за человека-труженика. И в полном контрасте со старыми обы­ чаями освобожденная от кулацкого гнета протекает жизнь молодых: «Открылся ликбез, вечерами стали бе­ гать в клуб и учить по складам: «Мы не рабы. Рабы не мы». Тридцать букв раз­ учили, радуемся, начинаем читать книж­ ки. Поем: Кулаки вы, кулаки Что вы посогнулися? Знать, советские законы Вам не поглянулися. И таких жемчужин много в сказах «Миколаихи». Есть они в произведениях и других сказителей. «Начало новой жизни» действительно открывается пе­ ред нами, и мы чувствуем живой пульс устного народного творчества именно на­ шего времени. Не хотелось бы портить очень хоро­ шего впечатления, которое производит мисюревский фольклорный сборник, но нельзя обойти молчанием некоторые про­ счеты и недостатки хотя бы потому, что он заслуживает переиздания и не только в Сибири. Вряд ли нужно доказывать опытному собирателю, что в народе, помимо под­ линно-художественных сказов и легенд, иногда бытуют и случайные, нехарактер­ ные, не типичные. Фольклорист выслу­ шивает и записывает все, но вовсе не обязан все публиковать. Таким случай­ ным, явно выпадающим из общей идей­ ной тенденции развития рабочего фольк­ лора нам представляется сказ под назва­ нием «Сходчивый мужик князь Ворон­ цов». Дело не только в том, что в этом сказе вельможа в первый и послед­ ний раз фигурирует как «покровитель» тружеников, но и в том, что все «произ­ ведение» скорее смахивает на анекдот, чем на серьезное обобщение реальной жизни. Очень бедно представлены в сборнике «Сказы-воспоминания о 1905 годе» (все­ го шесть произведений). А главное, — отыскав прекрасных «сказителей», пове­ ствующих о более ранних (XIX век) и бо­ лее поздних (первые годы советской вла­ сти) временах, А. А. Мисюрев нашел не очень удачных рассказчиков — свидете­ лей первой русской революции. С точки зрения художественной выразительности сказы, относящиеся к этой важной эпо­ хе, представляются нам наименее инте­ ресными. Правда, то в одном, то в другом сказе мелькнет удачная образная деталь или меткая сценка. Так, например, в сказе «Выходи на волю» очень сжато, но силь­ но изображен суд рабочих над местным воинским начальником. Участник рево­ люционных событий в Красноярске Ми­ хаил Иванович Борисов рассказал: «При­ ходит он, такой гордый. Пальто офицер­ ское с капюшоном сбросил на ходу, при­ вык, чтобы подхватили и повешали, а никто и руки не протянул, оно на пол свалилось». В одной детали, как в фоку­ се, отразились новые отношения между «господами» и рабочими. Но, к сожале­ нию, наряду с такими отдельными уда­ чами мы ощущаем язык сухой информа­ ции, весьма далекий от народной образ­ ной речи. Вот, к примеру, как раскрыва­ ются события в сказе «Осада мастер­ ских»- «Знали, что начальство хотело вчера разоружить железнодорожный ба­ тальон. который за нас стоял, но из этой попытки ничего не вышло, хотя местный гарнизон был пополнен новыми частями». А. А. Мисюров в своих «Коммента­ риях» стремится объяснить бедность формы цикла, посвященного революции 1905 г.: «Одни из текстов по своему сти­ лю и колориту стоят ближе к предани­ ям и сказам. Другие... приближаются к мемуарной литературе, причем и те и другие имеют резко выраженную публи­ цистическую окраску, с большой чет­ костью выражая мировоззрение рабочих- революционеров, ставших большевика­ ми-ленинцами» . Думается, что такое объяснение не проясняет дела. Если воспоминания при­ ближаются к мемуарной литературе, т. е. представляют пересказ воспоминаний, опубликованных в печати, то зачем их было использовать? А главное, почему цикл сказов, посвященных уже совет­ ской эпохе, как правило, гораздо ближе стоит к образным фольклорным формам, чем предыдущий цикл? Дело, видимо, в том, что совершенно недостаточен круг «сказителей», с которыми познакомился составитель, и не все они по своим за­ даткам и возможностям тяготеют к уст­ ному творчеству, А между тем, в Новоси­ бирске, Красноярске, Чите, Иркутске и сейчас живут многие свидетели и участ­ ники революции 1905— 1907 гг., и мы уверены, что среди них окажутся очень яркие художники. Их нужно обяза­ тельно найти и при переиздании сборни­ ка дополнить этот раздел новыми сказа­ ми. Очевидно, в большом и трудном деле собирания сокровищ устного народного творчества, которому А. А. Мисюров по­ святил всю свою жизнь, неизбежны от­ дельные просчеты и промахи. Важно их вовремя заметить и исправить. А в целом сборник сибирского фольклориста явится

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2