Сибирские огни, 1960, № 7
о том., как сватали героиню сказа «Вы шла за детину»,. «И вот едут сватать из Усть-Изеса. Они слухом пользовались: я здоровуща, за мужика сено мечу. Жени хова мать говорит: «ее возьмем — будет кого к столу поставить и по щеке уда рить», И сразу весь быт прошлого тем ного «мужицкого» уклада возникает пе ред нами. Столь же метко и образно рас сказано о том, как по-новому чувствует и поступает молодежь первых лет совет ского времени: не нужно девушке бога- чества: «Буду есть мякину, да выйду за детину», т. е. за человека-труженика. И в полном контрасте со старыми обы чаями освобожденная от кулацкого гнета протекает жизнь молодых: «Открылся ликбез, вечерами стали бе гать в клуб и учить по складам: «Мы не рабы. Рабы не мы». Тридцать букв раз учили, радуемся, начинаем читать книж ки. Поем: Кулаки вы, кулаки Что вы посогнулися? Знать, советские законы Вам не поглянулися. И таких жемчужин много в сказах «Миколаихи». Есть они в произведениях и других сказителей. «Начало новой жизни» действительно открывается пе ред нами, и мы чувствуем живой пульс устного народного творчества именно на шего времени. Не хотелось бы портить очень хоро шего впечатления, которое производит мисюревский фольклорный сборник, но нельзя обойти молчанием некоторые про счеты и недостатки хотя бы потому, что он заслуживает переиздания и не только в Сибири. Вряд ли нужно доказывать опытному собирателю, что в народе, помимо под линно-художественных сказов и легенд, иногда бытуют и случайные, нехарактер ные, не типичные. Фольклорист выслу шивает и записывает все, но вовсе не обязан все публиковать. Таким случай ным, явно выпадающим из общей идей ной тенденции развития рабочего фольк лора нам представляется сказ под назва нием «Сходчивый мужик князь Ворон цов». Дело не только в том, что в этом сказе вельможа в первый и послед ний раз фигурирует как «покровитель» тружеников, но и в том, что все «произ ведение» скорее смахивает на анекдот, чем на серьезное обобщение реальной жизни. Очень бедно представлены в сборнике «Сказы-воспоминания о 1905 годе» (все го шесть произведений). А главное, — отыскав прекрасных «сказителей», пове ствующих о более ранних (XIX век) и бо лее поздних (первые годы советской вла сти) временах, А. А. Мисюрев нашел не очень удачных рассказчиков — свидете лей первой русской революции. С точки зрения художественной выразительности сказы, относящиеся к этой важной эпо хе, представляются нам наименее инте ресными. Правда, то в одном, то в другом сказе мелькнет удачная образная деталь или меткая сценка. Так, например, в сказе «Выходи на волю» очень сжато, но силь но изображен суд рабочих над местным воинским начальником. Участник рево люционных событий в Красноярске Ми хаил Иванович Борисов рассказал: «При ходит он, такой гордый. Пальто офицер ское с капюшоном сбросил на ходу, при вык, чтобы подхватили и повешали, а никто и руки не протянул, оно на пол свалилось». В одной детали, как в фоку се, отразились новые отношения между «господами» и рабочими. Но, к сожале нию, наряду с такими отдельными уда чами мы ощущаем язык сухой информа ции, весьма далекий от народной образ ной речи. Вот, к примеру, как раскрыва ются события в сказе «Осада мастер ских»- «Знали, что начальство хотело вчера разоружить железнодорожный ба тальон. который за нас стоял, но из этой попытки ничего не вышло, хотя местный гарнизон был пополнен новыми частями». А. А. Мисюров в своих «Коммента риях» стремится объяснить бедность формы цикла, посвященного революции 1905 г.: «Одни из текстов по своему сти лю и колориту стоят ближе к предани ям и сказам. Другие... приближаются к мемуарной литературе, причем и те и другие имеют резко выраженную публи цистическую окраску, с большой чет костью выражая мировоззрение рабочих- революционеров, ставших большевика ми-ленинцами» . Думается, что такое объяснение не проясняет дела. Если воспоминания при ближаются к мемуарной литературе, т. е. представляют пересказ воспоминаний, опубликованных в печати, то зачем их было использовать? А главное, почему цикл сказов, посвященных уже совет ской эпохе, как правило, гораздо ближе стоит к образным фольклорным формам, чем предыдущий цикл? Дело, видимо, в том, что совершенно недостаточен круг «сказителей», с которыми познакомился составитель, и не все они по своим за даткам и возможностям тяготеют к уст ному творчеству, А между тем, в Новоси бирске, Красноярске, Чите, Иркутске и сейчас живут многие свидетели и участ ники революции 1905— 1907 гг., и мы уверены, что среди них окажутся очень яркие художники. Их нужно обяза тельно найти и при переиздании сборни ка дополнить этот раздел новыми сказа ми. Очевидно, в большом и трудном деле собирания сокровищ устного народного творчества, которому А. А. Мисюров по святил всю свою жизнь, неизбежны от дельные просчеты и промахи. Важно их вовремя заметить и исправить. А в целом сборник сибирского фольклориста явится
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2