Сибирские огни, 1960, № 7
вия сказов к нашей эпохе, реалистические сцены начинают постепенно вытеснять сцены фантастические. И это вполне естественно: мы наблюдаем интересней ший процесс изменения фольклорных мо тивов, происходящий по мере того, как знания сказителей обогащаются Фактами классовой борьбы, впитывают в себя ре волюционный опыт XX века. Если некоторые рассказчики без ком ментариев всерьез относились к об разу 'Горного Батюшки или Гор ного Хозяина, то автор сказа «Верь не верь», 62-летний приис ковый кузнец из села Тисуль Новосибир ской области Иван Николаевич Метелев, сообщив собирателю о «чуде», тут же не только поставил его под сомнение, но и отверг вовсе: «Это уж дело давнее. Нын че не верю...» Столь же реалистично раз решаются «чудесные» сюжеты в сказе «Дурнинка» бывшего десятника, пенсио н ер а Георгия Дмитриевича Коротеева, а также в сказе «Мерещилось им» ста рого рабочего, пенсионера Валентина Ар хиповича Басалаева. «Все это враки... Не верю я в Горного...» — настойчиво подчеркивает Басалаев, отражая в своих взглядах огромные перемены в сознании рабочего класса, происшедшие за 22 го д а революции (сказ записан в 1939 г.). Эти перемены вызвали к жизни новые фольклорные произведения. Исключи тельно плодотворным, а может быть, и самым интересным является в сборнике цикл сказов «Начало новой жизни», по священный первым годам советской дей ствительности и со всей наглядностью подтверждающий, что фольклор создает ся и сейчас, на наших глазах, и что в нем со всей непосредственностью и красотой раскрываются его характерные формы. В сказах «Почему село Спасское ста ло называться Венгеровым», «Еще раз о Михаиле Венгерове», «Петр Боровских» и др. запечатлены образы героев револю ции и гражданской войны. Удивительное чувство художественной меры проявляют современные сказители. Они не обряжа ют реально существовавших борцов на шей эпохи в богатырские одежды, не пользуются приемами гиперболизации образов и все же какими-то неуловимыми деталями достигают в своих произведе ниях того высокого романтического нака л а , который так украшает устное народ ное творчество. И какой богатый познавательный и эс тетический материал дают эти сказы чи тателям, и как много новых мыслей мо гут вызвать у исследователей фольклора! Так, сопоставление некоторых сказов, тут же, при чтении книги, дает представ ление о том, как правда жизни превра щается в правду искусства, как, не отры ваясь от достоверных исторических фак тов, сказители творят полнокровные ле генды, уходящие всеми своими корнями в реальную почву. Вот перед нами сказ «Еще о Михаиле Венгерове», записанный в 1952 г. от 56-летнего парикмахера Ивана Василье вича Морозова в с. Венгерово Новоси бирской области. Рассказав о боевых де лах сельского революционера, активно утверждавшего советскую власть в де ревне, и о том, как он попался в руки колчаковцев, сказитель так передает предсмертные слова коммуниста в ответ на предложение палачей повернуться спиной: «—Вы нам еще как умирать приказываете! Большевики по-своему умирают! Стреляйте в лицо!» Очевидец трагического события И. В. Морозов рассказал о нем всю правду. Но вот как она отразилась в сказе «Почему село Спасское стало называться Венге ровым», записанном от 62-летнего кол хозника этого же села Василия Никити ча Моисеева: «Вывели на пески, хотели стрелять в затылок, а он повернулся и говорит: «—Не хочу смерть ловить в спину, хочу в лицо». Как видим, и этот сказитель не погрешил против правды, но образная выразительность краткого монолога героя усилилась, приобрела но вые поэтические штрихи. Это можно за метить и при сопоставлении других эпи зодов двух сказов. Так в произведениях отразились индивидуальные особенности сказителей, своебразие речи, художест венных приемов в целом. Не имея возможности подробно оста навливаться на таких произведениях, как «Фунт лиха», «Конец Горчаковых», «Солнечные часы», «Здравствуй, свобо да-матушка!» и др., мы хотели бы особо отметить два сказа: «Партизанская семья» и «Вышла за детину», записан ные в 1952 г. в том же с. Венгерово от «Миколаихи» — Елены Петровны Нико лаевой. Человек, прошедший в дореволю ционные времена мучительный, страш ный путь батрачки, она дала собирателю такой богатый материал, который в дру гих условиях мог бы составить отдель ную книжку. Именно она явилась твор цом сказав о подневольной жизни рус ской женщины в старое время («Мара куй», «В няньках», «Гребенка», «Свя той Толобеня»), В творчестве Елены Пет ровны счастливо сочетаются качества та лантливой народной рассказчицы — ог ромный жизненный опыт, нерастрачен ное чувство юмора, сочная сибирская речь. Все это открывается нам в полной ме ре и в ее сказах о советских временах. О том, как свободно вздохнула женщина после революции, как круто стали ме няться обычаи в деревне, о том, какие новые песни появились, как стали возни кать и укрепляться колхозы, рассказала нам Е. П. Николаева. Ее сказы перели ваются всеми цветами радуги: тут и но вые песни, и поговорки, и меткие кресть янские речения. Часто сказительнице до вольно одной фразы , чтобы создать не забываемую картину. Вот эпизод, в котором рассказывается
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2