Сибирские огни, 1960, № 7

А. А б р а м о в и ч Ж И В Ы Е Р О Д Н И К И Н А Р О Д Н О Й П О Э З И И R Новосибирске вышел из печати новый сборник известного собира­ теля фольклора Александра Александ­ ровича Мисюрева'. В книге широко представлены сибирские сказы, предания и легенды. Прежде чем приступить к их изучению, хочется добрым словом помя­ нуть поистине героический труд собира­ теля. Вот уже свыше тридцати лет А. Мисюрев неустанно черпает все новые и новые богатства из живых родников устного народного творчества. В 1938 г. он издал книгу «Легенды и были», полу­ чившую высокую оценку советских фольклористов, в том числе проф. М. К. Азадовского. Удовлетворяя позна­ вательные и эстетические запросы широ­ ких читательских масс, эта книга одно­ временно1 впервые разносторонне и пол­ но предоставила в распоряжение науки горнозаводской фольклор. Не случайно сборник «Легенды и были» вновь вышел в 1940 году. Тогда же издана книжка исторических рассказов «След беглеца Сороки», где также был использован ра­ бочий фольклор. В последующие годы появляются сбор­ ники «Предания и сказы Западной Сиби­ ри» (1954) и «О злых богачах и народной борьбе» (1957). И, наконец, предлагаемая вниманию читателей книга «Сибирские сказы, предания, легенды», которая включает в себя все лучшее из тех на­ родных сокровищ, которые собрал 1 Сибирские сказы, предания, легенды . С бор ­ ник А . Мисюрева Новосибирское кн. изд.-во, 1959, 231 стр. А. Мисюрев. Достаточно представить се­ бе масштабы необъятной Сибири, кропот­ ливые изыскания собирателя в районах, селах, заимках, чтобы понять, какой ог­ ромный труд вложен им в эту книгу. Перед нами прекрасный сборник, со­ держащий яркие произведения устного народного творчества — предания и ска­ зы старых горнорабочих, ямщицкие ска­ зы и легенды, возникшие на большом сибирском тракте, воспоминания о пер­ вой русской революции и о первых го­ дах жизни народа в советскую эпоху. Книга рождает мысли о своеобразии фольклора, бытующего среди сибирских рабочих и крестьян, и о перспективах его дальнейшего развития. И какими неверными представляются нам после прочтения циклов «Про бегле­ ца Криволуцкого», «В Кузнецкой и Ма­ риинской тайге», «Сказы и воспомина­ ния о 1905 годе» и др. уверения некото­ рых «теоретиков» о распадении, увяда­ нии фольклорной традиции в нынешний век гигантского развития производитель­ ных сил и расцвета индивидуального творчества! Нет, живет и будет жить ве­ ликое стремление народа ко всем видам и формам творчества, в том числе и к фольклору. Мы имеем в виду, разумеет­ ся, не псевдофольклор, не искусственные потуги некоторых «собирателей», «от­ крывающих» сказителей и приспособляю­ щих старую форму к новому содержа­ нию, а те произведения устного творче­ ства, которые естественно рождались и продолжают сейчас рождаться в душе народной, выражают их чаяния, надежды и стремления. Да, фольклор переживает сложный процесс своего развития. Происходит его слияние с индивидуальным литератур­ ным творчеством, обогащающее литера­ туру неиссякаемыми сокровищами я зы ­ ка и оригинальных художественных при­ емов. Яркий пример — талантливейшее творчество П. П. Бажова. Его сказы от­ ражают в себе важнейшие элементы фольклора и в то же время являются со­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2