Сибирские огни, 1960, № 7
ние — не в пользу нового романа М. Бубеннова. В «Белой березе» картины природы насыщены чувством и мыслью, без них невозможно представить себе роман. Простая русская береза стала символом всего, что близко и дорого советскому человеку. Она стала символом несгиба емой воли народа, символом Родины. Эта символика подкреплена полнокров ными, живыми образами героев произ ведения. Пейзажные страницы нового романа М. Бубеннова порой безупречны, с точ ки зрения зримости описаний, точны, но не органичны для всего романа в це лом, не казкутся необходимыми, а их символика искусственна, не подкрепле на глубоким раскрытием характера сов ременника. Писатель детально говорит о куртинах тарначей и кустах карагай- ника, рисует кисти полыни и бескиль- ницы, пустые колоски зкитняка и метел ки лисохвоста. В заключительной гла ве романа нарисована степь, уже по крытая пшеницей, которая «зашумела спокойно и могуче, как море. И тогда, откуда ни возьмись, здесь появились молодые, только что покинувшие гнез да, чайки. Целыми днями они неутоми мо и стремительно носились над пше ничным половодьем, то взмывая в не бесную высь, то касаясь крылом золо той волны»... Разве не выразителен контраст пер вой и последней картин романа? Бес спорно, выразителен. Безлюдная, дикая степь, покрытая бурьяном, стала безгра ничным полем, несущим человеку счастье. Но труд человека, преобразовавшего степь, сами люди в романе показаны бледно. Хороший замысел обесценен не удачным худозкественным воплощением. Литературные красивости подменили красоту подлинной жизни, и это предоп ределило досадную неудачу талантливо го писателя.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2