Сибирские огни, 1960, № 7
— Но чем? Как? — Дай слово, что уедешь отсюда. — Совсем? -— Совсем! Навсегда! Тогда я поверю. — Я готов доказать это чем угодно! Хочешь, руку отрублю? Хочешь? — за говорил он сквозь зубы; глаза его за жглись. — Но уехать отсюда я не могу. И ты этого не требуй. Не надо. Как я могу уехать с земли, политой нашей кровью? Кровь Зарницына — наша. Да мне легче удавиться, чем уехать отсюда! Ты слышишь?» И этот разговор полон мелодрамати ческих эффектов — тут и горящие гла за, и соответствующий лексикон. Но ведь все это разрушает образы Светла ны и Багрянова, как они задуманы пи сателем! Писатель как бы отворачивается от тех событий, которые он видит в жизни, отказывается от красок, которыми бле щет действительность, во имя украша тельства — словно оно кажется ему привлекательнее. Потому-то, думается, его герои действуют не соответственно своим характерам и обстановке, а так, чтобы «удивить» читателя, поразить его. И порой начинает казаться, что роман посвящен не покорителям цели ны, хотя они и являются главными дей ствующими лицами, а описаниям чувств влюбленных. Целина — только фон, на котором развертывается действие. Нельзя, невозможно и нелепо доказы вать, что на целине люди не влюбляют ся, не страдают и не радуются. Я не призываю возвратиться к пресловутым «производственным» или «колхозным» романам, где станки или тракторы зас лоняют живых людей. Но в романе о людях, преображающих сибирские сте пи, хочется увидеть их души, их харак теры, их чувства, изображенные прав диво. Это тем более досадно, что писа тель знает действительность. Ведь су мел он, не прибегая к неоправдываемым эффектам , наметить интересный образ влюбленного в землю Куприяна Заха ровича Северьянова, председателя кол хоза, хотя посвятил ему очень немного страниц. Живые, достоверные черты видишь и в трактористе Ваньке Соболе —одном из тех, кто покинул деревню в трудные годы и возвратился в родные места после известных решений партии о сельском хозяйстве. Кста ти, и в этом образе далеко не самая яркая черта — его ревность к Тоне Родичевой, хотя писатель стара тельно подчеркивает именно эту сторо ну характера Соболя, как бы не веря, что жизнь героя без «сильных стра стей» способна удержать внимание чи тателя . Было бы ложью утверждать, что в ро мане не показан труд. Но в то же время, читая и перечитывая эти немно гие страницы, ощущаешь неудовлетво ренность, в истоках которой разбираешь ся не сразу. Общеизвестно, что каждую тему — и тему труда в том числе — в произве дении можно решить только через обра зы персонажей. Никакая декларация, никакие пышные слова и выспренные фразы не помогут, если писатель огра ничится только внешним описанием процессов труда, не раскрыв душу тру дящегося человека. Именно в забвении этой истины при чина неудачи М. Бубеннова: она предо пределена неглубоким проникновени ем в мысли и чувства его героев. Ведь не случайно, что в уже упоми навшейся рецензии О. Войтинской, в целом положительно оценившей роман, говорится, что в обрисовке Багрянова писатель прибегает «к помощи ритори ческой дидактики». Неубедительность такого приема в изображении главного положительного героя влечет за собой и неубедительность решения темы тру да. И здесь не поможет ни описание то го, как Багрянов ныряет в ледяную во ду, чтобы прикрепить трос к утонувше му трактору, ни авторская декларация о том, что в душе Багрянова «возникло и заструилось вешним ручейком, посте пенно разливаясь, то необычайное вдох новение, какое он испытал сегодня ут ром, когда увидел пробуждающуюся степь». Да, Леонид Багрянов неоднократно декларирует свою любовь к труду. «— Шуму будет много! На всю степь! — оживленно заговорил Леонид. — Нет, не прогадали мы, что поехали сюда! Тысячу раз правда, что счастье — толь ко в трудной, боевой жизни». Но для того, чтобы подкрепить декла рацию своего героя, автор должен был показать то, что происходит в душе Багрянова, «изнутри», а не ограничи ваться описанием того, что он говорит. Можно по-разному относиться к та ким произведениям, как «Повесть о директоре МТС и главном агрономе» Г. Николаевой или роману Д. Гранина «После свадьбы». Одно неоспоримо; при всех недостатках, свойственных этим книгам, в них люди раскрываются в труде; именно через труд мы наиболее полно познаем характеры их героев, хо тя ни автор, ни сами персонажи не прибегают к громким декларациям. И такое решение по-настоящему убеди тельно; читатель видит изображенное автором и сам делает соответствующие выводы. Роман «Орлиная степь» начинается с пейзажа. Эти живописные строки на поминают о ярких страницах «Белой березы», на которых писатель запечат лел совсем другие, но тоже «нашин ские» места. Читая «Орлиную степь» с ее многочисленными пейзажными зари совками, проводишь невольную парал лель с «Белой березой». И это сравне
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2