Сибирские огни, 1960, № 7

Багрянов, а не люди типа Дерябы, От­ куда же вражда к Багрянову? Трус и пе­ рестраховщик, Краснюк боится сканда­ лов, шума — «как бы чего не вьгшло» в коллективе руководимой им МТС. Поче­ му же он защищает Дерябу, начавшего драку и пытавшегося пустить в дело нож? На это трудно, даже невозможно ответить. Тут — неоправданное стремление ав­ тора рисовать своих героев лишь белой и черной краской, избегая полутонов и оттенков. Хочется спросить: неужели Краснюки, которые еще кое-где встре­ чаются, совершенно утратили способ­ ность маскироваться? Да нет же, в том- то и заключается их сила, в том-то и трудность борьбы с ними, что их не сра­ зу раскусишь. А тут Краснюк глуп, зол, беспомощен и ничтожен от начала до конца, и для всех это совершенно очевидно. Теперь — о Дерябе. М. Бубеннов до­ статочно выразительно нарисовал бан­ дита и убийцу, которого, говоря словами автора, «запах крови всегда странно возбуждал». Багрянов говорит о нем еще определеннее — «самый настоящий хищник. Двуногий из волчьей породы. На большое дело его тянет. Преступ­ ники, как и пьяницы, страдают за ­ поями». Мы видим жестокость и слепую злобу Дерябы ко всему светлому. Но мы узна­ ем и о другом — о том, что «хороший, сердечный, заботливый был парнишка Степан Деряба. Сколько пролил он вти­ хомолку слез, видя, как стареет и уби­ вается мать» (отец его погиб в первые месяцы войны). Затем автор излагает биографию Дерябы, сообщив, что после тюрьмы «вернулся Степан другим, сов­ сем чужим человеком, точно подменили ему сердце. Ничего не осталось от его юношеской заботливости и доброты». Могло так быть? Конечно, могло. Но читатель вправе потребовать от худож­ ника не только описания событий (фик­ сировать факты может и фотограф), но и объяснения их. Ведь Деряба — один из главных персонажей романа, и очень важно заглянуть в его душу. Но автор не сделал этого, и образ Дерябы пере­ стал быть социальным, он стал лишь иллюстрацией патологически-преступно- го мира. Особняком стоит в романе Гали­ на Хмелько — «белокурая, на удивле­ ние синеглазая» девушка, дельный агро­ ном, смелый человек. Ей тоже посвяще­ но немало страниц. Она через все про­ изведение проносит свою хмельную (от­ сюда и ее «говорящая» фамилия) страсть к Леониду Багрянову, олицетво­ ряя будоражащую женскую силу, лю­ бовь, пренебрегающую правилами обще­ принятой морали. Для Багрянова Гали­ на Хмелько — тот «оселок», на котором проверяется его стойкость, благородст­ во, верность чувству к Светлане. Кстати, у Хмелько — «красивые, ры­ жевато-золотистые завитые волосы», и это, следуя принятым в романе условно­ стям, должно означать сочетание поло­ жительных и отрицательных качеств (ведь рыжий цвет «присвоен» отрица­ тельным персонажам, а красота волос говорит о том, что для Хмелько еще не все потеряно). Умеющая легко сходиться с людьми, веселая и жизнерадостная, Хмелько с первой встрёчи вызывает ревность Светланы. С появлением Хмелько созда­ ется «треугольник», который движет любовную линию произведения. Вряд ли следует ополчаться вообще против по­ добных ситуаций — они есть в жизни и, следовательно, должны быть отражены в литературе. Дело в другом — как отражены. М. Бубеннов усиленно подчеркивает «демоничность» Хмелько, ее колдовскую силу, исступленность в борьбе за счастье, одновременно и осуждая ее и любуясь ею. Одна лишь цитата. Багрянов, испы­ тывая желание «схватить и зацеловать! Схватить и задушить]» Хмелько, в то же время хочет оттолкнуть ее от себя. «— Я не люблю тебя, — сказал Лео­ нид. — Неправда! Ты любишь! — выкрик­ нула Хмелько; она так испугалась за свое счастье, что всю ее била крупная дрожь. — Любишь! Любишь! — повто­ ряла она запальчиво. — Я знаю. Я ви­ дела. Разве я слепая? — Это не любовь... — Замолчи! Замолчи! — кричала она, рыдая, и вдруг схватилась за по­ лы кожаной куртки Багрянова. — Убей меня! Убей! Она исступленно боролась за свое счастье. Леонид не отрывал ее от своей груди: пусть выплачется синеокая кол­ дунья...» Пожалуй, комментарии излишни: и эта сцена, и многие другие, связанные с «треугольникам», напоминают романы давних лет, с мелодраматическими эффектами. Автор утверждает, что причина отъезда Светланы — в ее ревности: де­ вушке кажется, что Багрянов тайно встретился с Хмелько. Доказательства? Ведь он приехал на мотоцикле Хмелько. Но как психологически поверить в прав­ дивость переживаний Светланы? Как по­ верить, что Светлана в страшную ночь убийства весельчака и балагура Кости Зарницына, когда все встревожены, ког­ да горе охватило всех, когда все переме­ шалось,— как поверить, что она не мо­ жет и не хочет понять самых простых вещей? Да и Багрянов, которого она лю ­ бит, которому верит, говорит ей: «— Я ничего не сделал дурного. — Ты ее любишь? — Да нет же, нет! — Докажи!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2