Сибирские огни, 1960, № 7
роятно, таким же, какой царил в при роде»... Возможно, иной читатель спросит — что же это за холодный и жгучий огонь, царящий в природе, которым вдруг об лилась душа Багрянова? Зачем эта выс пренняя велеречивость, эта литературная красивость? Для чего писатель рисует чувства положительного героя такими красками? В какой-то степени на это отвечает диалог Багрянова с Белорецким. «— Ты скажи-ка, Виталий, зачем ты катаешься на лыжах? — Что за вопрос! Укрепляю орга низм, мышцы... — А о душе не думаешь? — Я не умираю, чтобы думать о ней! — О душе надо заботиться с детст ва, думать всю жизнь, — ответил Багря- нов. — Если ты не умеешь видеть кра соту родной природы и наслаждаться ею, ты никогда как следует не укре пишь и свои мускулы...» Этот наставительный, менторский тон вожака молодежи Багрянова чем-то сродни красивостям авторской речи. И уже по-другому относишься не толь ко к герою, но даже к его имени и ф а милии — почему уроженец русской де ревушки с поэтическим названием Хме левка вдруг наделен «сверхпоэтичным», «сверхкрасивым», а точнее — претен циозным именем Леонид Багрянов? Придирка, скажут иные? Нет, не при дирка. Здесь — то же стремление к красивости, а не к красоте подлинной жизни. Но, может быть, это — фальшивая нота, прозвучавшая лишь в изображении Багрянова? Познакомимся со Светланой. «За сто лом с бумагами сидела одна Светлана Касьянова. Она что-то писала авторуч кой. В те секунды* когда эта не худень кая , но тоненькая девушка с изящной статью, в нарядной сиреневой шерстя ной кофточке распрямлялась за столом и смотрела в окно на дымящиеся завод ские трубы, весеннее солнце освещало все ее одухотворенное, нежно румянею щее лицо с высоким открытым лбом, темными дужками бровей и яркими детскими губами и особенно сильно — ее темно-русые, вьющиеся от природы, тонкие, легчайшие волосы. В эти секун ды в ее тихих карих гл а з а х , под густы ми ресницами зажигался удивительный свет, какой в знойный день держится в заводях, на золотистом песчаном дне. Но она тут же жмурилась, опять скло нялась за столом и негромким голоском спрашивала: — Что же ему? Легчайшие волосы Светланы, мгновен но рассыпаясь, оголяли ее тонкую кра сивую шею: на ней оставались лишь ма ленькие завитки из паутинок, которые так и трепетали, если кто-либо из деву шек дышал близко». Как видим, эта фальшивая нота свой ственна и описаниям героини романа. Умиленность, краски конфетной оберт ки — но не живопись художника. Забе гая вперед, скажем, что совсем не все персонажи романа изображены розовой краской. Степан Деряба «был сухой жердя- стый парень.*, голова его была непокры та: грубые медно-рыжеватые волосы на затылке точно изжульканы мялкой (ох, не вечной оказалась красота, наведен ная по сходной цене в одной из лучших парикмахерских на окраине Москвы!), и тоже, как всегда, Деряба был в веселом, бесовском хмелю: его давно отекшее ли цо косоротилось от пьяной ухмылки, белки мутных, оловянных глаз поблес кивали болезненной краснотой». Еще не раз на протяжении романа автор подчеркнет оловянные глаза Дерябы. Совершенно очевидно, что от Дерябы ничего хорошего и ждать нельзя, — это ясно с первого знакомст ва с ним. И предчувствие не обманывает читателя. Илья Ильич Краснюк, инженер с тракторного завода, назначен директо ром МТС. Это человек, «начинавший полнеть, вероятно, от долголетней мало подвижной работы, с нежным розовым лицом, какие не терпят солнечного зага ра, с пышно-курчавой рыжей шевелю рой, под которой надежно пряталась круглая плешина. Во всем он был при ятный, истинно городской человек, и только одно в нем не нравилось никому на станции: собираясь ли с кем-нибудь заговорить, намереваясь ли читать бума гу, он непременно несколько раз кряду передергивал губами и ноздрями, совер шенно точно, как это делает что-либо грызущий суслик». Излишне говорить, что и от Красню- ка читатель не вправе ожидать чего-ли бо путного, что и доказывает автор впо следствии. Словно бы ж елая облегчить распозна вание положительных и отрицательных персонажей романа, писатель упорно наделяет последних несколькими посто янными признаками. Если у Дерябы — «грубые медно-рыжеватые волосы», у Краснюка «рыжая шевелюра», то на до лю Даньки, сподвижника Дерябы, доста лись «торчащий грязно-желтые вихры». Впрочем, не только это отличает его — он «худенький, остроносый и острогла зый паренек». Теперь уже не удивительно, что со жительница Дерябы Анька Ракити- на — тоже «худощавая, остроносая, но грудастая девица...» Мелькнет на страницах романа по груженный в бумаги зоотехник, безраз личный к нуждам бригады Багрянова, — и уже можно аналитическим путем пред угадать его наружность. Нет, вы не ошиблись, читатель, — это, действи
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2