Сибирские огни, 1960, № 7
бы не размывались отдельные части рас суждениями, чтобы действие было более динамичным, а образы — отточенными. Но хочется еще раз отметить то, чем привлекает этот новый роман, — его героическую тональность. Радостно, что писатели наши продолжают говорить «о подвигах, о доблести, о славе» моло дого поколения, достойного быть воспе тым в романтико-героических произведе ниях». И тут та же картина: вначале — сло ва о работе М. Бубеннова в русле шоло ховского метода, что само по себе зву чит признанием безупречного писатель ского мастерства, а затем — полупри знание в том, что есть в «Орлиной сте пи» и разностильность, и сюжетные по грешности, и замедленность действия, и дидактичность, и недописанные обра зы. А в заключение, по уже принятому эталону, — радость по поводу героиче ской тональности романа и его живо трепещущей темы. Но чего стоит героическая тональ ность, если образы не завершены, да и может ли существовать в таком случае произведение любой тональности? До ка ких пор мы будем повторять на писа тельских собраниях, что для дальнейше го роста литературы необходимо быть требовательными, что нельзя делать «скидку на тему», ибо недоработанное произведение только дискредитирует большую и важную тему, а лишь толь ко дело доходит до писания рецензий — подменяем художественное воплощение благими замыслами автора? Давно известно, что судить о творе нии художника надлежит по законам, им самим для себя избранным; другими словами, верная оценка произведения невозможна без проникновения в замы сел автора. М. Бубеннов образно де кларирует свой замысел уже в первых строках романа. Живописная картина весенней степи, освобождающейся от снега, неугомонное птичье царство и могучие орлы, паря щие высоко в небе, а затем начинающие строить гнездо, определяют дальнейшее содержание романа. Его герои — люди орлиного полета. Они не только прихо дят в степь, они приносят в неоглядные просторы весну, давая им новую жизнь. И так же, как пара молодых орлов, изо браженных вначале, строят «первое в своей жизни гнездо» Леонид Багрянов и Светлана Касьянова. Леонид Багрянов — инженер^ одного из московских заводов, всеобщий люби мец, по первому зову решивший ехать на целину. Он оставляет столицу, кото рую горячо любит, расстается с ма терью, покидает новую квартиру. Мать ласково говорит ему: «— Беспокойная у тебя душа! — У всех молодых такие души, — сказал Леонид. — Нас только клик ни — возьмемся за любое дело. А это дело, мама, очень большое! Помнишь, как отец, бывало, говорил: «Хлеб, — говорил он, — всему голова». «Лицо Леонида, — замечает автор, — было спокойно-суровым, даже властным, а большие серые глаза казались дерзкими и светились необычайно ярко. — Тянет тебя к земле, — промолви ла мать. — Это правда, мама, тянет, — со гласился Леонид. — Сколько ни живу в Москве, как ни люблю ее, а все равно, бывает, так поманит в деревню, к зем ле, что даже сердце сожмет! Хорошо там, мама! — Он весь засиял и поры висто схватил мать за руку. — Бывало, проснешься в лугах на зорьке... Трава высокая, густая, вся в росе. Идешь по ней, как плывешь! Мокрый до ворота! А наработаешься — грохнешься наземь и думаешь, что никогда не встанешь на ноги, никогда! Все кости ноют, все тело болит... хорошо! Лежишь на свежем, па хучем сене, а тебя ветерок обдувает, и над тобой жаворонок звенит... И кажет ся, что земля несет тебя, будто на крыльях, далеко-далеко!..» Как будто бы все правильно в этих словах, правильно — и в то же время улавливаешь какую-то книжность, слов но восхищается сельской жизнью не трудовой человек с поэтической душой, а исконный горожанин, перечитавший немало книг и представляющий себе де ревню по театральным декорациям и хрестоматийным отрывкам. Впрочем, не будем торопиться с вы водами. Багрянов — человек исключи тельный и чувствовать должен по- особому. А его исключительность под черкивается на каждом шагу. Вот он на лыжной базе. «Это был дородный и, должно быть, могучий парень с темно-русым чубом. Ростом он был выше многих, кто тол пился на базе, а в плечах шире обыч ной меры. На его чистом, добром и при ветливом лице было уже достаточно му жественных, а то и суровых черт. Взгляд его серых глаз, необычайно бы стрый, смелый и пронзительный, боль ше всего говорил о его напористом, го рячем, а возможно, и крутом нраве...» После такой характеристики, данной Багрянову автором, уже как нечто зако номерное воспринимаешь слова о том, что «из всех парней только Багрянов, конечно, обладал тем властным притяга тельным качеством, каким положено обладать вожакам». И вот в душу этого исключительного человека, самой судьбой поставленного на особое место, вошла любовь к Свет лане. Он держит в своей руке «малень- ную озябшую руку Светланы с розовы ми, как перышки на грудке клеста, тон кими просвечивающими ноготками. Но отчего-то вся душа Багрянова вдруг облилась огнем, как не обливалась ни когда в жизни, холодным и жгучим, ве
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2