Сибирские огни, 1960, № 7
передала ему. А отсюда (пожалуй, сли шком конспективно, неразвернуто обоз начен этот переход) и рождение любви, прежде подавляемой, отталкиваемой Его ром. Надо признать, что Егор сам по себе не очень-то привлекателен в глазах чи тателя . Дело не в том, что он соверша ет какую-то ошибку: в его возрасте ошибки совершаются не однажды. Не симпатичен он потому, что выказывает свою сухость, расчетливость и одновре менно трусость. Иначе говоря, Егору уг рожает мелкодушие, а этот порок осо бенно неприятен, и его с трудом проща ют читатели. Позволительно думать, что поэту стоило бы здесь несколько изме нить нравственную характеристику Его ра , точнее положить краски, сделать оп ределяющей чертою его облика мальчи шескую наивность, что ли, сказывающу юся даже в видимой излишней рассуди тельности. Это надо иметь в виду, хотя Егор, на поверку, не главное лицо в поэме. Вернее говоря, несмотря на свою молодость и участие в общих работах, он играет роль менее действенную, чем его мать. Впрочем, лишь поэтический образ труда входит в поэму до поры, когда Егор начинает понимать кра соту окружающей его жизни. Именно здесь произнесены строки, говорящие о том, ради чего же и приехал парень в да лекие, целинные края: Страда! Это х леб в полыханьи И пот, что струится со л б а Страда — это, нет, не страданье, Страда — это значит борьба. Понять это по-настоящему, освоить поэзию созидания может человек, широ ко живущий, способный откликаться на зовы своего времени. Егор таким чело веком не был, — его научила подлинно му жизнелюбию мать. Во всем развитии «Белой рощи» — в тональности образов, в отборе и истолко вании мотивов—явственно выступают на иболее сильные и своеобычные стороны творчества Василия Федорова. Для него отцовское, материнское начало — одно временно и сгусток минувшего, пройден ного, и живое дыхание, естественно вхо дящ ее в жизнь, помогающее утвержде нию нового. Федоров отчетливо видит преемственность поколений, связь прош лого и будущего в нашей жизни. Ему в равной мере чужды и архаическое от- талкиванье от всего, что происходит за деревенской околицей, и модернистское пренебрежение к наследию. В своих по исках красоты, справедливости, любви— великих истин и сильных, чистых чувств — он внимательно исследует сцепление фактов, улавливая их движение, их вза имодействие, опираясь на реальные де ла и далеко идущие стремления своих сверстников. Не так давно Василий Федоров опуб ликовал ряд новых стихотворений, раз вивающих и уточняющих его творче ские убеждения. По соседству напечата ны «Улица» и «Рабская кровь», и в каждом из них выражен один из корен ных принципов поэта. В «Рабской кро ви» он с гневом говорит об отвратитель ных пережитках, порожденных былым угнетеньем и униженьем и просочивших ся «из мрака веков... в нашу жи знь» ,— и, «годом за годом воюя с врагами», до бивает в себе раба. В «Улице» он ищет счастливых людей (они у него «на осо бой примете потому, что счастливых должно прибывать») и обнаруживает прямую зависимость между тем, что на Кубе «свергнут тиран», и тем, что «на улице нашей человеку вдруг стало полег че». Парадоксальность и правдивость по добного сопоставления позволяет поэту остро выразить владеющую им мысль. Итак, в одном стихотворении — нравственная закаленность, непримири мость ко всему дрянному, ветхому, уни жающему человека; в другом — стрем ление к жизнелюбивому действенному по знанию... Две стороны, две грани поэти ческой личности, тесно связанные мен: собой. Мы имели уже случай наблюдать за тем, какие отличные плоды при носит эта направленность творческого труда. Без сомнения, Василию Федорову придется проверять, оттачивать, совер шенствовать свою строку. Сказанные когда-то Николаем Тихоновым слова о стихе, заплывающем жирком, должны звучать как предупрежденье для всех поэтов. Но главное, — в стихах и поэмах уже выступил сложившийся и привлекательный поэтический характер . Он вызывает доверие и уважение чита теля, рост его органичен и последовате лен, возможности далеко не исчерпаны и обещают многое. Основа этого... — но ее определил сам поэт, когда сказал: Я строчкой этой, Мы слью этой Лиш ь занятое отдаю. Ты, он, весь мир И вся планета Раб отали на мысль мою. Мысль ищущая и прилежная, питае мая нашим временем, живет в стихе Василия Федорова. Оттого и интересно встречаться с ним, интересно слушать его слово. «Дивись тому, 'что ты жи вешь» — воскликнул он однажды. И это радостное удивление наполняет образы, им созданные. 12. «Сибирские огни » № 7
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2