Сибирские огни, 1960, № 7
Неврастеническая рефлексия при этом чужда ему — он оценивает сделанное им прежде всего для того, чтобы отчет ливее, резче выразить представления о мире, о людях, о целях творчества. Да и откуда бы взялась душевная раздроб ленность и раздвоенность у поэта, кото рый не потерял связей с родной почвой и умеет слушать добрые советы спокой ных, величавых сосен: В жизнь пускай по глубж е корни. Как земля, Она не подведет. Существуют поэты, которые путают органичность и ограниченность, гордят ся своей верностью узкому кругу моти вов, изученных ими с отроческих лет. Мы уже знаем, что Василий Федоров не принадлежит к их числу, что крепкая любовь к отчему краю не только не вос препятствовала — побудила его к стра стному познанию широкого мира. Это заметно не только в поэмах, но и в ли рических стихах, даже и тех, что говорят о знакомых с детства местах или о люб ви. Вглядываясь в осенний лес. он вдруг сравнивает его с женщиной, что «сидит весь день с открытыми глаза ми, в колени рукоделье уронив» и дожи даясь милого, который, «как только пти цы прилетят, припомнит дорогое и вер нется»... Или — радуется нечаянному одиночеству среди снегов, позволяюще му подумать о мире, увидеть, как И з борьбы, И з сутолоки вечной, Весь в крови, в поту, Едва дыша, Человек выходит человечней И душевнее его душа. Или вспоминает об островах Ангары, завороженный ими, слагающий оды си ним сибирским рекам, Валентине, что осталась в прекрасном да леке... Здесь всюду присутствует тонкость чувств и изящество стихового рисунка. Иным кажется, будто эти качества — неотъемлемые признаки изощренного искусства и неприсущи искусству силь ному, молодому, внутренне цельному. Странное и нелепое заблуждение! Под линного изящества нет и не может быть в декадентских стихах,— его место з а нимает жеманство, утрировка, холодная стилизация, изломанность. Но как изящ ны лирические стихи Исаковского, как много тонкой прелести, скажем, в сти хотворении Твардовского «За озером». Эти достоинства свойственны и лучшим стихам Василия Федорова. Изящество стйха обычно рождается не только ясностью помыслов, свежестью впечатлений, чистотою чувств, но и кон центрированной, взвешенной силою об разного слова. Вот почему нет ничего удивительного в том, что Василий Федо ров в программных строках — Н е легко Рожденному в Сибири Нежным быть в метельном мятеже И слова тяжелые, как гири. Д ен ь за днем вынашивать в душ е,— ставит рядом — душевную нежность к» овладение словесной тяжестью. Он ис пытал «до поры неустранимый гнет» слова и знает, что его надо преодолевать,, превращать в разящее, летучее оружие. Каждый поэт знает, что процесс это г продолжается до тех пор, пока длится творчество- Находку, сделанную однаж ды, повторять не следует. Самое чудес ное открытие при повторении теряет свою впечатляющую силу. Средство, да-; ющее отличный результат в лирической миниатюре, может дать осечку в более объемной композиции. Надо сказать, что «гнет слова» в сво ей лирике Василий Федоров побеждает решительнее и успешнее, чем в своих поэмах. Впрочем, будем точны. В поэмах он чувствует себя достаточно уверенно- там, где надобно дать емкую характери стику, лапидарное обобщение, сказать, несколько слов «от автора», ввести броскую деталь... Мы помним, как много» содержания было вложено в запоминаю щиеся, афористические строки: Я с грустью говорил о вечной, И с б олью вспомнил о земной. Или — Судьба Наташи — это подвиг, А подвиг стоит красоты. Но в той же «Проданной Венере» и в» других поэмах Василия Федорова мож но встретить периоды совершенно иного» качества — тяжелые и громоздкие. Вот, к примеру, — Примет картины благородной Уйдя на поиск целиком, И я тянусь... Инверсия (и притом, многоступенча тая!) придает стиху неуклюжесть, а сое динение двух разнородных действий — — «уйдя» и «тянусь» лишает его есте ственной наглядности, представимости. Недостает ясности и такому описанию» героя: А тот с гримасою невинною, Но грустный, на слово скупой, Интересуется Мариною... Право же, три определения, здесь, собранные, — невинная гримаса, груст ный, скупой на слова—не складываются воедино, не дают представления о ду шевном состоянии Павла или же о личи не, им надетой. И в других случаях сла быми звеньями стиха оказываются чаще всего те строки, в которых требуется найти живость повествовательных кра сок, чтобы добиться напряженности, яр кости рассказа, не снизить его до вялого* описания, то есть там, где поэт более-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2