Сибирские огни, 1960, № 7
■был для него случайной, «дежурной» темой. В стихотворении «Неизвестная» поэта опять волнует Чистота, красота, О которых тоскует мое поколенье. Лирически-откровенные и потому — сильные, доходящие до сердца слова! Они говорят о богатстве чувств и потреб ностей, свойственном строителям ново го общества. Даже и самые суровые на шид ровесники поэта, пробивающиеся сквозь пургу и мороз, находящие отдых в скромных чайных Кулундинской сте пи, с волнением глядят на добрые линии губ и крылатые длинные брови красави цы, написанной Крамским. «А вот эта, дающая крылья мечте, в Кулундинскую глушь не могла не явить ся !» — вот уверенность, рождающаяся в сердцах работников. Они знают, что красота их союзник, их друг, что она .должна принадлежать им. Общность темы, сказавшаяся в «Про данной Венере» и «Неизвестной», лишь ■одно из свидетельств органической бли зости поэм Василия Федорова и его ли рики. Может быть, об этом и не стоило бы говорить, если б не отличающая не которых поэтов склонность при переходе к другому жанру применять совсем иные краски, выступать в новом обличье. Мы можем здесь назвать, в частности, таких •опытных мастеров, проявивших себя и в прозе, и в драме, как В. Саянов или И. Сельвинский. Так же как Н. Тихонов или О. Берггольц, Я. Смеляков или А. Сурков и другие, в ином отнюдь не схожие поэты, Федоров не меняет сво их вкусов, пристрастий, наклонностей, вне зависимости от того, к какому жан ру он бы ни обращался. Конечно, это не значит, что поэт пре небрегает особенностями строения поэ мы и лирического стихотворения. На против, единство интересов в его работе ощущается так явственно еще и потому, что находит различное выражение в сос редоточенных, афористических строках и в развернутой, иногда, как мы видели, довольно сложной композиции. Как лаконично воплощена, например, в стихотворении «Сердца» мысль, доро гая поэту, определяющая направление •его труда: Все испытав, Мы знаем сами, Что в дни психических атак Сердца, не занятые нами, Н е мешкая займет наш враг, Займет, сводя все те же счеты, Займет, засядет, нас разя... Сердца! Д а это же высоты, Которых отдавать нельзя. Э ти немногие строки богаты образ ным, жизненным содержанием. Свежа и точна метафора, уподобляющая сердце —высоте. В ней и опыт поколения, про шедшего через огонь войны. И уменье оставаться стойким, непримиримым не только на поле боя, но и в быту, в ис кусстве, в вопросах нравственности. Также метко найдена отправная «предметная» точка и в стихотворении о трудовой книжке. Глядя на ее страницу, переходя от строки к строке, поэт вспо минает свое рабочее прошлое. Одна строка — вмещает два года жизни, вто рая — три... И вот уже вырастает пла стический, емкий, наполненный образ. Ш есть строк. И кованых и плавленных, Ш есть строк, коротких и простых. Ш есть вех, Негаданно поставленных Н а поворотах Н а крутых. Однако Василий Федоров здесь вовсе не собирается ставить точку. Для него очень характерно это стремление не ог раничиваться очевидным выводом. Он старается еще с иной стороны посмот реть на факт, привлекший его внимание, проверить возможность возникновения новых ассоциаций и связей, не сразу бросающихся в глаза, но тем не менее достойных внимания. Так и теперь — образ трудовой книжки — это не только память о годах работы на заводе, он не статичен и получает неожиданное, ост рое развитие — Ш есть глав неповторимой повести О судьбах на зем ле родной — Ш есть строк, Как шесть упреков совести За ненаписанное мной... Снова подает голос беспокойная со весть... Вчерашний кузнец и литейщик знает, что и в поэзии надо работать «так, чтоб сердце плавилось в неубы вающем тепле». Этого требуют от него и недавние товарищи — мастера стали, и рождающееся в его душе беспокойст во неудовлетворенности. Но вот еще один поворот строфы, и в стихотворение снова входит начальный мотив, но уже развернутый, получивший дополнитель ное значение: писать надо. Н о так, чтоб трудовая книжица Всем книгам Матерью была. Сперва сгусток рабочего прошлого, затем — исток, направление будущих, поэтических усилий. Так многозначен и внутренне целостен этот образ, трогаю щий читателя своей зримостью, живо стью и тогда, когда трудовая книжка предстает воплощением заводского опы та — закаленная, отливающая синевой, и тогда, когда она оказывается «ма терью книг». Как видим, требовательность поэта, готовность к нравственному поиску по зволили ему расширить содержание об раза, усилить его действенность. И на до сказать, что Василий Федоров неред ко судит, проверяет себя, свои действия.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2