Сибирские огни, 1960, № 7
Марьевское, родное, наверное, навсегда останется в его творчестве, как исток и исход всего последующего, как зерно дальнейших открытий. Но поэт не за хотел навсегда остаться в этих границах, сосредоточить свое внимание лишь на том, что окружало его с детских лет. Он задумался над вопросами, волнующими наших современников, вне зависимости от того, в какой области или республике они живут. В этом он оказался схож со своими дедами — пытливыми и неуем ными. Но именно здесь сказалось и от личие человека социалистических вре мен, его способность жить заодно — жизнью сердца и разума, понимать не раздельность путей человеческих и об щенародных, ясно различать перспекти вы, открывающиеся перед страной, и уверенно определять свое место, свое участие в общих усилиях. Да, Василий Федоров поэт, остро чув ствующий прелесть живой природы, оча- ровайие непосредственного сердечного порыва, вместе с тем увлечен решением того круга проблем, которые принято называть вечными и для которых каж дое время находит свое собственное, са мостоятельное решение. Надо сказать, что Федоров отнюдь не одинок в этих своих философских р а з думьях. Вспомним новые стихи поэ тов старшего поколения — Николая Асе ева и Михаила Светлова: лирическое переживание здесь тесно слито с глубо кими и смелыми обобщениями. Вспомним «Середину века», книгу, в которой Вла димир Луговской постарался охватить самые волнующие, самые значительные темы, рожденные нашим столетием. Вспомним, наконец, сверстников Васи лия Федорова — Константина Ваншен- кина, Евгения Винокурова, Владимира Солоухина... Перечень этот можно было бы продлить, можно назвать имена и других поэтов, для которых стало насущ ной потребностью пропускать через свое •сердце, ум и волю самые основополага ющие принципы человеческого бытия. Маленькое, но характерное наблюде ние: богиню красоты, которую не вспо минали долго, чуть ли не с той поры, как •стоял перед ней, восхищенный и подав ленный, учитель из очерка Глеба Успен ского, начали снова тревожить. Уже по дошел к ней «в сапогах огромного разме ра» лирический герой Евгения Вино курова. И Василий Федоров посвятил ей большую, как принято сейчас гово рить, многоплановую поэму «Проданная Венера». Многоплановость — качество замеча тельное, и нельзя не порадоваться тому, что к ней стремятся авторы и романов, и пьес, и поэм. Беда лишь в том, что иногда произведение, претендующее на многоплановость, на поверку ею вовсе не обладает. В самом деле, недостаточно поставить рядом события разного зна чения, происходящие во многих местах и в различное время, чтобы создать по вествование, полно и всесторонне осве щающее действительность. Необходима не только широта, но и внутреннее един ство, цельность рассказа! Надобно пере дать взаимодействие события, их обо юдное влияние, а не только их синхрон ность. Тогда и впрямь возникает произ ведение многоохватное, оно открывает перед читателем движущие силы исто рии, позволяет уловить внутреннюю связь фактов, казалось бы, существую щих совершенно независимо. Недаром же еще в восемнадцатом веке высоко ценилось то, что называли тогда сопря жением далековатых идей. Конечно, подобное сопряжение в про заическом повествовании, в драме, в по эзии совершается по-разному. Но в лю бом жанре, с учетом его особенностей, для создания многогранного и монолит ного образа, охватывающего жизнь в ее сложном движении, нужны ясная мысль, стройный и при этом лишенный какой- либо нарочитости план, смелость и точ ность решений. Этими качествами обла дают лучшие поэмы Василия Федорова. Одна из них — «Проданная Вене ра» — уже была здесь упомянута. Нео жиданное названье расшифровывается просто и точно. Действительно, поэт рас сказывает о том, как в годы первой пяти летки, чтобы иметь возможность купить нужные стране машины, была продана тициановская Венера. Вот почему и пов торяются в поэме сжатые, итоговые строки — За красоту времен грядущих Мы заплатили красотой. Однако это лишь один план повество вания. Рядом с богиней, воплощающей прекрасную женственность, встает зем ная носительница красоты. Ее зовут На таша Граева, и она землячка, односель чанка рассказчика. В те, уже давние дни, когда он, выполняя комсомольское задание, готовился «в своем докладе ра скрыть все виды красоты» и ему мешал неприглядный вид старой деревни («Подслеповатые дома, и щучьи зубы частокола, и ребра старого плетня»), в эти дни его вдохновлял очаровательный облик Наташи. Она была так прелестна, так девически хороша и горда, что в де ревне обычно говорили: — Ты что-то, девка, загордилась — Как Ната Граева идешь! Вот при взгляде на нее и понял впер вые рассказчик, впервые произнес преж де «нетроганное» им «большое слово: Красота». Но прошло несколько лет тяжелой военной страды — тяжелой и для фрон та и для тыла, — и в деревне начали го ворить по-иному: — Ты что-то, девка, приуныла — Как Натка Граева идешь! Эти два сравнения словно охватывают целую человеческую жизнь— растрачен
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2