Сибирские огни, 1960, № 7

__________________________________ ^ м г т И . Г Р И Н Б Е Р Г Вселенная и д о т Образ человека, что летит на стальном корабле, «мимо звезд, набегавших из но­ чи...» И образ человека, с нежностью вспоминающего о том, как на его родине «шумит пурга и печи топятся в притих­ ших селах». Что общего между этими двумя лири­ ческими героями Василия Федорова, да и есть ли оно, это общее? С одной сто­ роны, звездоплаватель, покоритель кос­ моса; с другой — уроженец далекого се­ ления, дорожащий каждой мелочью, каж ­ дой подробностью с детства знакомого быта... И однако же никакой пропасти, ника­ кой грани нет меж двумя, казалось бы, такими разными людьми. Более того, эти двое в действительности — один. Один и тот же человек мечтает об освоении все­ ленной, участвует в решении вопросов, от которых зависят судьбы мира, и вмес­ те с тем остается влюбленным в родной край — отцовский и дедовский. Немного времени тому назад вспыхнул было и быстро погас спор о том. могут ли поэты в наше время — время спутни­ ков и атомных ледоколов — писать о со­ ловьях и березках. Спор этот оказался несостоятельным прежде всего потому, что во все эпохи современность и значи­ тельность поэтического творчества опре­ делялись не только тем, какие предметы были называемы, а прежде всего тем, ка­ кое политическое, нравственное психоло­ гическое содержание за ними стояло. Словно предугадывая этот спор о внеш­ нем, Василий Федоров, летом прошедше­ го года, полемизируя с собратом-поэтом, призывавшим быть повнимательнее к «материальной стороне бытия», писал: «Поэзии достойно все, что формирует но­ вого человека, что сказывается на его судьбе...». И еще — «Предметом поэзии должны стать те перемены, которые про­ исходят в человеке в связи с великими и малыми открытиями, в связи с мате­ риальной стороной, о которой говорит поэт». Как видим, Василий Федоров спра­ ведливо ищет мерило всех вещей в чело­ веке, в человеческих отношениях. И по- тому-то он видит тесную, прочную связь между добрыми, с младенчества впитан­ ными заветами, живущими в трудовом народе, и тем, новым, стремительным, что вошло в нашу советскую жизнь и по­ стоянно обновляет ее, расширяя пределы созидания и душевный кругозор созида­ телей. Связь, о которой здесь идет речь, не есть понятие отвлеченное и умозритель­ ное. Она воплощена в бесчисленном мно­ жестве характеров и судеб. Живет она и в родословной поэта, так наглядно вос­ произведенной Василием Федоровым в стихотворении «Корни». Один за другим встают здесь предки, начиная с прадеда, что ходил по Волге с бечевою, а затем двинулся «к вольным рекам стороны си­ бирской». Долго он добирался в дальний край, пока не «взошел на марьевские кручи». Отсюда и пошли «решительные деды — знатоки земли и рудознатцы». Их традициями, особыми,— не застой­ ными, а поисковыми,— живет и поэт. Сибиряк, Я тож е с малолетства З ак алял себя в пути суровом, П отом у .что получив в наследство Страсть к труду И страсть к дорогам новым. Сибиряк — это гордое слово, для Ва­ силия Федорова означает не только мес­ то рождения, но и крепкий склад харак­ тера, ясность чувств и помыслов, стой­ кость в труде и в любви, неспособность к душевным компромиссам, наступатель­ ную силу в работе, в быту, в освоении жизненных просторов. Прадед поэта взошел на марьевские кручи. Марьевские звезды светили в первых сборниках Федорова. «Марьев- ская летопись» — так называется его поэма, написанная еще в 1947 году.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2