Сибирские огни, 1960, № 7
__________________________________ ^ м г т И . Г Р И Н Б Е Р Г Вселенная и д о т Образ человека, что летит на стальном корабле, «мимо звезд, набегавших из но чи...» И образ человека, с нежностью вспоминающего о том, как на его родине «шумит пурга и печи топятся в притих ших селах». Что общего между этими двумя лири ческими героями Василия Федорова, да и есть ли оно, это общее? С одной сто роны, звездоплаватель, покоритель кос моса; с другой — уроженец далекого се ления, дорожащий каждой мелочью, каж дой подробностью с детства знакомого быта... И однако же никакой пропасти, ника кой грани нет меж двумя, казалось бы, такими разными людьми. Более того, эти двое в действительности — один. Один и тот же человек мечтает об освоении все ленной, участвует в решении вопросов, от которых зависят судьбы мира, и вмес те с тем остается влюбленным в родной край — отцовский и дедовский. Немного времени тому назад вспыхнул было и быстро погас спор о том. могут ли поэты в наше время — время спутни ков и атомных ледоколов — писать о со ловьях и березках. Спор этот оказался несостоятельным прежде всего потому, что во все эпохи современность и значи тельность поэтического творчества опре делялись не только тем, какие предметы были называемы, а прежде всего тем, ка кое политическое, нравственное психоло гическое содержание за ними стояло. Словно предугадывая этот спор о внеш нем, Василий Федоров, летом прошедше го года, полемизируя с собратом-поэтом, призывавшим быть повнимательнее к «материальной стороне бытия», писал: «Поэзии достойно все, что формирует но вого человека, что сказывается на его судьбе...». И еще — «Предметом поэзии должны стать те перемены, которые про исходят в человеке в связи с великими и малыми открытиями, в связи с мате риальной стороной, о которой говорит поэт». Как видим, Василий Федоров спра ведливо ищет мерило всех вещей в чело веке, в человеческих отношениях. И по- тому-то он видит тесную, прочную связь между добрыми, с младенчества впитан ными заветами, живущими в трудовом народе, и тем, новым, стремительным, что вошло в нашу советскую жизнь и по стоянно обновляет ее, расширяя пределы созидания и душевный кругозор созида телей. Связь, о которой здесь идет речь, не есть понятие отвлеченное и умозритель ное. Она воплощена в бесчисленном мно жестве характеров и судеб. Живет она и в родословной поэта, так наглядно вос произведенной Василием Федоровым в стихотворении «Корни». Один за другим встают здесь предки, начиная с прадеда, что ходил по Волге с бечевою, а затем двинулся «к вольным рекам стороны си бирской». Долго он добирался в дальний край, пока не «взошел на марьевские кручи». Отсюда и пошли «решительные деды — знатоки земли и рудознатцы». Их традициями, особыми,— не застой ными, а поисковыми,— живет и поэт. Сибиряк, Я тож е с малолетства З ак алял себя в пути суровом, П отом у .что получив в наследство Страсть к труду И страсть к дорогам новым. Сибиряк — это гордое слово, для Ва силия Федорова означает не только мес то рождения, но и крепкий склад харак тера, ясность чувств и помыслов, стой кость в труде и в любви, неспособность к душевным компромиссам, наступатель ную силу в работе, в быту, в освоении жизненных просторов. Прадед поэта взошел на марьевские кручи. Марьевские звезды светили в первых сборниках Федорова. «Марьев- ская летопись» — так называется его поэма, написанная еще в 1947 году.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2