Сибирские огни, 1960, № 7

ЗАПРЕЩЕННАЯ ПЬЕСА М. Л. КРОПИВНИЦКОГО НА СЦЕНЕ В СИБИРИ В I9 6 0 году исполнилось 120-летие со дня рождения и 50-летие со дня кончи­ ны крупнейшего деятеля украинского дореволюционного театра Марка Лукича Кропивницкого (1840— 1910). Выдающийся артист и режиссер. М. Кропивницкий был также видным ук­ раинским драматургом. Его пьесы поль­ зовались большой известностью и ус­ пешно ставились всеми тогдашними ук­ раинскими труппами. Некоторые из его пьес до сих пор идут на сценах украин­ ских театров. М. Кропивницким всего было написа­ но около сорока пьес. В большинстве сво­ их произведений он показывал бесправие и страдания украинского крестьянства, всячески угнетаемого царским прави­ тельством и жестоко эксплуатируемого помёщиками и кулаками-мироедами. В силу такой направленности пьесы М. Кропивницкого неоднократно запре­ щались царской цензурой. Если они и видели свет, то уже после нескольких вынужденных переделок автором, в изу­ родованном виде. М. Кропивницкий, исколесивший «от края и до края» необъятные просторы России и Украины, в Сибири не был ни разу . Но пьесы его ставились и здесь многими заезжавшими сюда труппами. Небезынтересно вспомнить своеоб­ разную участь одной пьесы М. Кропив­ ницкого, запрещенной царской цен­ зурой, но все же увидевшей свет рам­ пы в 1907 году в омском театре. Подъем освободительного движения накануне и во время революции 1905— 1907 гг. нашел отражение в пьесе «Скрутна доба» («Тяжелое время»), В этом произведении было изображено крестьянство, постепенно приобщающе­ еся к политической жизни. Автор расска­ зывал о том, как по деревням ходили агитаторы, разъясняли смысл манифеста 17 октября 1905 года, намекали на само­ вольный захват помещичьих земель. Кульминацией пьесы является сцена, где становой пристав вместе с сельским начальством жестоко расправляется с крестьянами. Опасаясь запрета пьесы царской цен­ зурой, автор послал ее прямо в журнал «Ридный край», выходивший тогда в Полтаве. Пьесу напечатали, но почти весь тираж журнала был конфискован. Несмотря на это, отдельные подпис­ чики все же успели получить журнал. Один экземпляр с пьесой попал в дале­ кую Сибирь. В Омске, как только не­ давно удалось выяснить, руководитель украинской (русско-малорусской) труп­ пы Кононенко, ознакомившись с пьесой, решил ее поставить «явочным поряд­ ком», полагая, что местные власти, воз­ можно, не знают еще о запрете. Спек­ такль был назначен на 1 мая 1907 года, т. е. в день международного проле­ тарского праздника, который тогда мож­ но было отмечать только подпольно. Для большего привлечения публики Кононен­ ко в афишах еще и озаглавил каждое действие спектакля. Первое называлось «Земля и воля», второе — «Манифест 17 октября» и третье — «Где прав­ да?» На первом представлении при пере­ полненном зале пьеса имела большой успех. Спектакль решено было повто­ рить 3 и 4 мая. После спектакля в местной газете «Степное эхо» появилась заметка: «По­ ставленная 1 мая труппою г. Кононенка пьеса «Скрутна доба» привлекла массу публики. Пьеса в идейном отношении представляет большой интерес и касает­ ся событий конца 1905 г». Дальше следовало нечто вроде рецен­ зии: «Я вышел из театра несколько разо­ чарованный. Пьеса «Скрутна доба» на­ писана для народа, она многое не дого­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2