Сибирские огни, 1960, № 7

зрителей, я спросил, во что обошелся этот клуб. Начальник депо улыбнулся >и снисходительно пояснил, что здание построено из отходов производства силами деповского коллектива. В строительстве на добровольных началах участвовали работники всех цехов, всех профессий. — Воскресники устраивали? — догадался я. — Зачем воскресники? — возразил начальник депо. — Работали ежеднев­ но, как работают на любой стройке. — Значит, выделяли по нескольку человек из каждого цеха? — Зачем выделять? Никто никого не выделял, просто сами приходили. Ос­ вободятся — и придут... И тут, наконец, мне стало ясно, что работать на строительстве разреша­ лось только тем, кто раньше срока выполнит дневную норму в своем цехе. Я спросил, много ли бывало таких. — Каждый день по-разному, — ответил начальник депо, раскуривая сига­ рету. — А в общем-то клуб этот строили один месяц... В этом же вагонном депо рабочие своими силами (и тоже по принципу: вы­ полнил норму — можешь участвовать в общественном начинании) изготовили 18 токарных, строгальных и других станков, 2400 наборов слесарного инструмен­ та, 7 электромоторов и много других, нужных им вещей. С подобными фактами я встретился и во всех других городах, на всех дру­ гих предприятиях, которые мне довелось посетить. Повсюду люди своими силами создавали станки, строили школы и клубы, сооружали новые цехи и называли все это «младенцами большого скачка». Заполняя страницы записной книжки адресами все новых и новых «младенцев», я так для себя сформулировал истоки новой черты национального характера: у молодого государства еще очень и очень много потребностей, и если в числе этих потребностей есть и твои, поста­ райся удовлетворить их своими силами. А вот еще одна черта. С тех пор, как известия о Китае стали проникать за пределы Великой стены, во всем мире было признано, что нет на земле другого народа, который умел бы с такой же тщательностью обрабатывать землю. Каждый китайский крестьянин* был прирожденным агрономом, впитавшим вместе с молоком матери все приемы обработки почвы, рецепты удобрений. И казалось, только за счет подъема новых земель можно в этой стране увеличить урожаи зерновых культур, овощей, фруктов. Но жизнь показала, что пределы наивысшей урожайности все время расширя­ ются. В уезде Писянь Сычуанской провинции мы наблюдали, как крестьяне, применив новые методы обработки почвы, используя новые комбинации удобре­ ний, стали собирать вдвое, втрое, вчетверо больше риса, ячменя, гречихи, ово­ щей, картофеля. Так, прежде с одного му (му — одна пятнадцатая гектара) на этих землях в самые хорошие годы собирали по 350 цзиней риса (цзинь — 0 ,6 килограмма), а в 1959 году получили по 1056 цзиней. Прежде с одного му полу­ чали по 1000 цзиней сладкого картофеля, а в 1959 году собрали по 10 тысяч цзиней. И так — по всем культурам. — В новом Китае и земля стала новой, — говорят крестьяне. Я бы добавил к этому, что не только земля, но и вода стала «новой»: если еще десять лет назад море давало китайскому народу рыбу да соль, то теперь из морской воды добываются вещества для производства удобрений, соды, спи­ чечных головок, тола, кинопленки, проявителя, красок, мыла, стекла, лекарств короче говоря, море дает сейчас 120 видов продукции. Так новый Китай заставляет служить себе природу. И когда китайские по­ вара шутят, что им на кухне приходится иметь дело со всем, что летает, кроме са­ молетов, со всем, что плавает, кроме кораблей, со всем, что торчит из земли, кроме заводских труб, то в этой шутке есть своя правда. Старая китайская пословица гласит: кто смотрит на небо из колодца, мало видит. Десять лет назад китайский народ навсегда покинул глубокий и мрачный

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2