Сибирские огни, 1960, № 7
зрителей, я спросил, во что обошелся этот клуб. Начальник депо улыбнулся >и снисходительно пояснил, что здание построено из отходов производства силами деповского коллектива. В строительстве на добровольных началах участвовали работники всех цехов, всех профессий. — Воскресники устраивали? — догадался я. — Зачем воскресники? — возразил начальник депо. — Работали ежеднев но, как работают на любой стройке. — Значит, выделяли по нескольку человек из каждого цеха? — Зачем выделять? Никто никого не выделял, просто сами приходили. Ос вободятся — и придут... И тут, наконец, мне стало ясно, что работать на строительстве разреша лось только тем, кто раньше срока выполнит дневную норму в своем цехе. Я спросил, много ли бывало таких. — Каждый день по-разному, — ответил начальник депо, раскуривая сига рету. — А в общем-то клуб этот строили один месяц... В этом же вагонном депо рабочие своими силами (и тоже по принципу: вы полнил норму — можешь участвовать в общественном начинании) изготовили 18 токарных, строгальных и других станков, 2400 наборов слесарного инструмен та, 7 электромоторов и много других, нужных им вещей. С подобными фактами я встретился и во всех других городах, на всех дру гих предприятиях, которые мне довелось посетить. Повсюду люди своими силами создавали станки, строили школы и клубы, сооружали новые цехи и называли все это «младенцами большого скачка». Заполняя страницы записной книжки адресами все новых и новых «младенцев», я так для себя сформулировал истоки новой черты национального характера: у молодого государства еще очень и очень много потребностей, и если в числе этих потребностей есть и твои, поста райся удовлетворить их своими силами. А вот еще одна черта. С тех пор, как известия о Китае стали проникать за пределы Великой стены, во всем мире было признано, что нет на земле другого народа, который умел бы с такой же тщательностью обрабатывать землю. Каждый китайский крестьянин* был прирожденным агрономом, впитавшим вместе с молоком матери все приемы обработки почвы, рецепты удобрений. И казалось, только за счет подъема новых земель можно в этой стране увеличить урожаи зерновых культур, овощей, фруктов. Но жизнь показала, что пределы наивысшей урожайности все время расширя ются. В уезде Писянь Сычуанской провинции мы наблюдали, как крестьяне, применив новые методы обработки почвы, используя новые комбинации удобре ний, стали собирать вдвое, втрое, вчетверо больше риса, ячменя, гречихи, ово щей, картофеля. Так, прежде с одного му (му — одна пятнадцатая гектара) на этих землях в самые хорошие годы собирали по 350 цзиней риса (цзинь — 0 ,6 килограмма), а в 1959 году получили по 1056 цзиней. Прежде с одного му полу чали по 1000 цзиней сладкого картофеля, а в 1959 году собрали по 10 тысяч цзиней. И так — по всем культурам. — В новом Китае и земля стала новой, — говорят крестьяне. Я бы добавил к этому, что не только земля, но и вода стала «новой»: если еще десять лет назад море давало китайскому народу рыбу да соль, то теперь из морской воды добываются вещества для производства удобрений, соды, спи чечных головок, тола, кинопленки, проявителя, красок, мыла, стекла, лекарств короче говоря, море дает сейчас 120 видов продукции. Так новый Китай заставляет служить себе природу. И когда китайские по вара шутят, что им на кухне приходится иметь дело со всем, что летает, кроме са молетов, со всем, что плавает, кроме кораблей, со всем, что торчит из земли, кроме заводских труб, то в этой шутке есть своя правда. Старая китайская пословица гласит: кто смотрит на небо из колодца, мало видит. Десять лет назад китайский народ навсегда покинул глубокий и мрачный
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2