Сибирские огни, 1960, № 7
Творческие возможности свободного народа безграничны. Новый Китай все шире расправляет могучие свои крылья. Вот почему во время поездки по стране мне вспоминались строчки стихов Антокольского: Еще ни в одной теореме Н е вычислен был Человеческих крыльев размах. Черты характера В бывшем летнем дворце императрицы Ци Си стоят по обе стороны от тро на два огромных зеркала. Поражает в зеркалах не то, что каждое вдвое выше человеческого роста, — поражают рамы, в которые зеркала оправлены. Они, эти рамы, вырезаны из дерева и сплошь состоят из множества драконов, распол зающихся во всех направлениях среди травы и цветов. Смотришь на это поразительное произведение искусства и невольно ждешь, что вот сейчас, сию минуту каждая чешуйка на коже драконов, каждый листик, каждый лепесток цветов, каждая травинка всколыхнутся, задвигаются, заживут своей обычной жизнью. И возникает сам собой вопрос: сколько же времени за тратил на изготовление рам искусный мастер? И тут выясняется: огромная работа была выполнена... за один день. Толь ко трудился над рамами не один человек — одному человеку для этого потребо валось бы десять лет — трудились три тысячи шестьсот резчиков. Каждый де лал лишь один какой-то небольшой кусок рамы, а потом, в конце дня, они сло жили все куски вместе и скрепили клеем. И каждая чешуйка, каждый лепесток, каждая травинка оказалась на своем месте, все совпали друг с другом и удиви тельная симметрия всех деталей зазвучала гимном мастерству людей. Это умение объединить усилия, умение, издревле присущее национальному характеру, получило небывалое развитие за годы народной власти. И, конечно же, теперь это умение люди направляют не на отделку императорских дворцов, а на трудовые подвиги во имя общего блага. Летом 1958 года были проложены вторые пути между Шанхаем и Нанки ном. Расстояние — 289 километров. На всю работу, включая изыскания и проектирование, ушло... пятьдесят дней. Рассказывал мне об этом строительстве заместитель начальника Шанхай ской дороги товарищ Ван Хань-шен, который как раз и руководил всеми работа ми. И хотя на столе перед ним лежали сводки и графики, колонки цифр и блок нот с личными записями, куда он постоянно заглядывал, не полагаясь на свою память, я все же попросил товарища Пан Ван-лина, переводчика, переспросить, не ошибся ли заместитель начальника дороги. Нет, он не ошибся. Он только попросил записать еще одну цифру: участво вало в сооружении дороги сто тысяч человек. Это были крестьяне из прилегаю щих к железной дороге уездов, рабочие шанхайских и нанкинских предприятий, курсанты Нанкинского военного училища, преподаватели этого училища, вклю чая и генералов, домохозяйки, старики, школьники. Сто тысяч человек объеди нили свои усилия и в рекордно короткий срок отсыпали земляное полотно, соору дили балластную призму, уложили шпалы и рельсы и сделали все это с таким качеством, что поезда сразу пошли со скоростью 60 километров в час. Эта поражающая черта национального характера — умение объединять усилия — проявлялась на моих глазах неоднократно. И все же, когда в Гуанчжоу мне сказали, что к октябрю 1960 года, то есть к одиннадцатой годовщине суще ствования Народной республики, население города и прилегающих уездов реши ло сдать в утиль все «вэнчжан» — пологи, защищающие людей от комаров во время сна, — когда мне сказали об этом, я был ошеломлен, причем ошеломлен не столько самим этим решением, сколько тоном, каким мне о нем сообщили: тон был такой, будто речь шла о самом что ни на есть обыденном деле. И хотя 10- «Сибирские огни » № 7.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2