Сибирские огни, 1960, № 7

В марте 1959 года был перекрыт один из рукавов реки Чулым. Здесь соз­ дается водохранилище, откуда вода по трубам поступит на ГРЭС. Нынешней зимой бригадам монтажников А. Дмитриева и JI. Фокина и кра­ новщику Н. Шишерину выпала честь установить первые металлические конст­ рукции на главном корпусе. Сейчас облик будущей ГРЭС все зримее угадывается в сплетении металла, в монолитных плитах бетона. Нет, все здесь несколько иное, чем представлял я себе, когда ехал в Наза­ рово, — меньше, компактнее. Но в этом — своя поэзия и, конечно же, — умная расчетливость. Там, где раньше потребовалось бы установить шесть турбогене­ раторов мощностью 25 тысяч киловатт каждый, сейчас поставят один почти тако­ го же размера, но мощностью 150 тысяч киловатт. А на очереди агрегаты еще более совершенные •— в двести, в триста тысяч киловатт. Творческий гений со­ ветских конструкторов и рабочих вносит существенные поправки в извечные представления человека. Гиганты по силе все чаще перестают быть гигантами по размеру. Честное слово, мне показалась вдруг смешной и наивной воображаемая кар­ тина огромных, вытянувшихся на многие и многие сотни метров корпусов элек­ тростанции с бесконечной шеренгой дымящих труб. Разве не лучше, не прекрас­ нее мускулистая, могучая собранность и компактность? В конце концов в самом совершенном детище человеческого ума и человеческих рук — космической ра­ кете — на учете каждый грамм веса, каждый квадратный миллиметр площади! Впрочем, размеры Назаровской ГРЭС будут все-таки довольно внуши­ тельны. Главный корпус первой очереди протянется на 180 метров в длину и на 104 в ширину... В конце марта, когда я был на стройке, стены еще не возвышались над монолитной бетонной -плитой фундамента. Только сплелись навечно еще немного­ численные стальные фермы, которые предстояло заполнить стеновыми материа­ лами. Неподалеку в глубоком котловане заливался бетон в стенки будущего со­ оружения с непривычным для слуха названием «вагоноопрокидыватель». Здесь, пока не вступит в строй угольный конвейер, вагоны с углем и вправду будут цели­ ком опрокидываться с помощью специального механизма. Вытряхнув топливо, механизм снова поставит вагоны в обычное положение, и они побегут по рельсам назад, к разрезу. Несмотря на то, что здания электростанции не было, уже монтировалось оборудование для химической очистки воды. Неподалеку прокладывались трубы — по ним будет удаляться смешанная с водой зола. Жаронкин, бригадир укладчиков труб, еще издали, но с достоинством поз­ доровался с Фоминым. Другие рабочие тоже остановились, видимо, уверенные, что секретарь партбюро непременно подойдет к ним. — Как сегодня дела, Савельич? — спросил Фомин у бригадира. — Я вижуг что вы зря времени не теряете. Порядочно продвинулись вперед. И он оглянулся на длинную плеть из труб, уже сваренных и поднятых на металлические подпорки. — Автокран бы нам еще... Одного маловато, — неторопливо ответил Ж а­ ронкин и стал объяснять, что с двумя такими кранами бригаде было бы спод­ ручней поднимать длинные плети, что тогда бы уж наверняка через недельку удалось добраться до самой дороги, а пожалуй, и дальше. Но вообще-то было ясно, что бригада и без второго крана работает очень хорошо. Во всяком случае, линия ГЗУ — гидрозолоудаления — будет построена в срок, а то и досрочно, и если Жаронкин говорит о втором кране, так это уж из-за ненасытной жажды сде­ лать больше, чем делается теперь. Фомин не перебивал бригадира, только под конец, словно между прочим, сообщил, что скоро — партийное собрание, а потом будет созван общий ми­ тинг: получен приказ министра пустить в третьем квартале первый агрегат, и всем придется еще и еще раз задуматься, как ускорить работу. Это был по су­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2