Сибирские огни, 1960, № 6
И вдруг: Нас встречают! С цветами! Все — на перрон! Умываться — утром! Ночной перрон и в самом деле был заполонен представителями областных и городских организаций, местной печати и литературы, поднятыми по тревоге те леграммой из Москвы. — Кто встречает? — Сибиряки! Герои наших книг! — Каких книг? Мы только надеемся... Сообразив спросонок, что к чему, приняли решение: — Мы — герои! Мы сами!.. И началось. На заводах и фабриках, в редакциях и клубах Омска выездные литераторы проводили беседы и встречи, в которых наряду с вопросами творческими р а зъ ясняли и такой вопрос — «К то такие мы». Какие мы писатели. Какие мы уче ные. Какие мы доценты. Какие мы имеем знакомства и с кем запросто обраща емся в стольном городе. Москве... Потом стали выдавать на-гора произведения, долженствующие открыть Си бирь. Некоторые из них очень настойчиво напрашивались в фельетон. И мы не могли отказать им в такой услуге. А. Письменный написал очерк. «М ост». Не какой-нибудь иносказательный мост между двумя понятиями, нет — мост реальный, строящийся через реку Иртыш. Как таковой, мост потребовал от автора рассуждений об экономике. То же реальных. И автор начал: «Экономика области изменилась. Вся Кокчетавская область, целинные сов хозы северной части Казахстана вывозят свой хлеб и скот через Омск». Стоп! Северная часть Казахстана — это, прежде всего, Северо-Казахстан- ская область с центром в городе Петропавловске. Петропавловск лежит на юж ной железнодорожной магистрали, западнее Омска. Это — крупнейший центр мясоперерабатывающей промышленности. Центр Кокчетавской области — город Кокчетав — расположен на железной дороге Балхаш —- Караганда — Петропавловск. Для чего же «вся Кокчетавская область» и тем более северная часть К а зах стана должны вывозить «свой хлеб и скот» через Омск? Да еще — через Омский мост? Крупнейший Омский элеватор расположен на западном берегу Иртыша. Его хорошо видно с моста. На железной дороге, между Омском и Петропавлов ском, что ни станция — в небо упираются другие элеваторы. Есть в Казахстане хозяйства и районы, тяготеющие к Омску, это верно. Но вся Кокчетавская об ласть, а тем паче «северная часть Казахстана» тут вовсе ни при чем. Надо было А. Письменному чем-то «подпереть» свой мост, вот он и нагру зил его. А в спешке гораздо уменьшил «запас прочности» моста для самой Ом ской области. Пишет Письменный: « . . .в распутицу южные районы области оказываются отрезанными». А почему только южные? Южные как раз не все. А вот северные— все! И западные — тоже все. Вроде и дело не хитрое: возьми в руки карту да посмотри — где Омск, где Кокчетав, где север, где юг. Да литерный поезд спе ш и т — все на восток, на восток... Дорога электрифицированная, на полустанках и у семафоров не держат, в окнах мельтешит. Где уж тут мосты разглядеть. Тем же маршрутом спешил в Сибирь и Юрий Казаков, о художественном стиле которого читателю, верно, доводилось слышать серьезные разговоры. Он между делом, в пути, написал очерк «Ш а г в будущее». О птицеферме. Птице ферма, как и мост, тоже реальная, с небольшими домыслами художественного порядка. «Теперь стихия, приблизительность, физический труд уходят в прошлое, — доверительно сообщает автор широкому читателю. — Это мы видели в Иртыш ском птицесовхозе. Курица несет в мир яйцо и радостно кричит об этом, чтобы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2