Сибирские огни, 1960, № 6

ляет с девушкой по улице, задрав пид­ жак. Много просто дурного вкуса: Зина ис­ пытывает «брезгливые содрогания» при «зап ахе мужского пота». «Б ессо зн а­ тельно женским движением она положи­ ла голову незнакомца себе на колени». Или что, например, означает: «традици­ онно пастушеский, глуповатый вид»? Б е з постоянного повышения требова­ тельности к себе в области формы, вы­ ражения, языка трудно будет М. Михе­ еву продвигаться вперед от произведения к произведению. А. В ы с о ц к и й РАССКАЗЫ О ЮНЫХ ГЕРОЯХ L I еболыпая книжечка рассказов * * Е. Павличенко «Ламповщик»1, предназначенная для детей среднего и старшего возраста, повествует о юных героях гражданской войны. В вооруженной борьбе против капита­ листов и интервентов участие принима­ ли подростки и юноши — дети рабочих и крестьян. Их увлекала не только ро­ мантика борьбы, но и день ото дня креп­ нущее сознание ее необходимости. Два десятка пареньков в возрасте от пятнадцати до семнадцати лет несли к а ­ раульную службу в штабе морской обо­ роны. Увлечение службой и исполнением воинского долга позволяло юношам з а ­ бывать о голоде, о дырявых ботинках, их не страшили и опасности во время облав на бандитов-налетчиков. Они знали, что помогают своим отцам и братьям, сра­ жавшимся на Украине, под Петроградом, в Сибири. Но не всем из этих пареньков прихо­ дилось нести даже простую караульную службу. Грише Гантырю было поручено заботиться об освещении здания ш та­ ба. Почти два года он возился с лампа­ ми, пропитался запахами керосина и фи­ тильного перегара настолько, что его по­ дружка Лена как-то при свидании недо­ умевала : «Откуда это керосином несет?» И Грише пришлось покривить душою и сказать , что он вчера на моторной лодке всю ночь гонялся за каким-то подозри­ тельным парусным судном. Но несмотря ни на что, Гриша не покинул своего по­ ста и продолжал бессменно «колдовать» над разнокалиберными ламповыми стек­ 1 Е. П а в л и ч е н к о . «Ламповщик». Ново­ сибирское книжное издательство. 1959, 63 сто. лами, сделанными им из остатков окон- ного стекла, без конца нарезать фити­ ли из старого шинельного сукна, чинить, паять, приспосабливать резервуары ке­ росиновых ламп. Слушая рассказ комис­ сара Шевченко о будущей жизни, о той поре, когда не будет керосиновых мига­ лок и каганцов, с удушливым дельфинь­ им жиром, а всюду — в клубах и квар­ тирах — будет сиять электрический свет, Гриша, охваченный этой мечтой, решает отдать из своего пайка четверть фунта хлеба голодающим детям питерских ра­ бочих. А ведь у него у самого дома голодные сестренки... Призыв Гриши-ламповщика подхватывают все остальные ребята из отряда, охраняющего морской штаб. Кончилась гражданская война, остат­ ки белогвардейцев и интервентов выбро­ шены с Крымского полуострова. В ш та­ бе предстоит вручение наград за боевые заслуги и отличную воинскую службу. Гриша-ламповщик никак не предполагал, что он попадет в число награжденных, и каково же было его удивление, когда ко- „миссар Шевченко назвал и его фамилию. «Это — ошибка!» — думал Гриша. Надо согласиться с заключительными словами в рассказе Е. Павличенко: «Нет. не меньшим, не последним был среди смельчаков скромный ламповщик Григо­ рий Гантырь. И никакой ошибки в оцен­ ке его заслуг не случилось. Все было правильно». Рассказ Е. Павличенко «Ламповщик» привлекает именно тем, что в нем нашло свое отражение, казалось бы, будничное, обыденное дело, но в котором также з а ­ ключена героика. Рассказ поможет юным читателям лучше понять, что простой со­ ветский человек в своей повседневной жизни творит подлинные героические дела, если он свое дело любит, отдает ему все свои силы и знания. В рассказе «Гостиница «К рым » ма­ ленький Сеня, сын работницы спичеч­ ной фабрики, мечтает стать музыкантом. Из собранных на дворе медных и ж е­ лезных обломков он смастерил что- то вроде «оркестра» и давал на нем для своих сверстников «концерты». Но мечте мальчика не суждено было осуще­ ствиться. Ему пришлось поступить в ма­ стерскую и делать зажигалки, чтобы тем самым зарабаты вать на кусок хлеба. Затем служба на Красном флоте и — ушли молодые годы, когда полагалось бы учиться музыке. Но все же мечта Семе­ на осуществилась: Советская страна, преодолев гражданскую войну, начала строить новую, социа д и е т и ч е с к у ю жизнь. На пустыре, где раньше стояла гостиница «К рым » , в которой играл оркестр для праздных бо­ гачей, построено новое светлое здание музыкальной школы и перед ним квар­ тет юных скрипачей исполняет «Б ар к а ­ ролу» Чайковского. Моряк Семен слу­ шает этот концерт, вспоминает свое дет­ ство, вспоминает об убитом белогвардей­ 1 2 «Сибирские огни» № 6.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2