Сибирские огни, 1960, № 6
что к нему нельзя подходить с меркой психологического романа. Углуб ленный психоанализ со всеми свойствен ными ему художественными приемами здесь может отсутствовать, характеры выявляются другим путем — путем пре дельно концентрированных, напряжен ных и непрерывных действий. Но бес спорным является одно: приключенче ская литература должна быть литерату рой идейной, она должна заключать в се бе серьезные, значительные мысли, со циальные обобщения. Используя обост ренный цртерес читателя, она должна воспитывать его в коммунистическом духе. Почему «Дело пестрых» А. Адамова стоит значительно выше «Медной пуго вицы»? Потому что автор, правда, до пуская художественные просчеты, не просто доказывает читателю, что мили ционеры — молодцы, а бандиты — отвра тительные люди. Он поднимает важную проблему воспитания молодежи, он при водит читателя к выводу, что стиляжни чество является в значительной степени резервом уголовного мира, что этот по рок не так уж безобиден и не просто сме шон. Словно полемизируя с фельетони стами, которые одно время взяли себе на откуп веселую тему стиляжничества, А. Адамов раскрывает его, как социаль ное зло. Есть такая прописная истина: литера тура требует к себе только конкретного подхода. В отношении к приключенческо му жанру как-то вдруг подзабыли эту истину. Основываясь на том, что много появилось и откровенной халтуры, порой бьют наотмашь каждую приключенче скую книжку. Это легко, но несправед ливо. Такая судьба постигла и новосибир ского писателя Михаила Михеева, авто ра повестей. «Вирус В-13» и «Тайна бе лого пятна». Его книги немедленно рас хватывались в магазинах, ни минуты не задерживались на библиотечных пол ках и немедленно зачеркивались в кри тических статьях. Во всем этом надо разобраться под робнее, ибо приключенческая беллетри стика, это легкое «чтиво», стала нелег ким жанром для авторов.' Повесть «Вирус В-13» имеет слож ный разветвленный сюжет, который развивается очень легко и динамично. Эпизоды с участием советских журна листов Байдарова и Березкина, мрачная клиника № 11, институт профессора Русакова, пограничная застава , порто вый кабачок и редакция «Рабочей газе ты » , ночное кабаре, где работает тран сформатор Роберто •— все это* стреми тельно перемежается перед читатель ским взором, иногда вы зывая опасение, что вот что-то потеряется где-то разор вутся все связующие нити. Но ничего не теряется и не рвется в этом бешеном темпе повествования. В повести, собственно, нет главного- героя. Что ж, такое построение вполне законно, если оно способствует решению основной идейно - художественной зада чи. Эпизодические лица, появляющиеся то в одной, то в другой главке, вместе- представляют собой два мира, схватив шиеся уже не в вооруженной, а в на учной и морально-этической борьбе. Профессор Морге —- душевно одино кий, замкнутый человек. Он презирает человечество, презирает и своего по мощника Шпиглера, и новых своих хо зяев. Он не чувствует инстинктивной, «извечной человеческой ненависти» к смертоносным бактериям, которая так свойственна нормальным людям. Он со гревает собственным телом колбы с не стойкими бактериями. Ему противостоит профессор Русаков. Он тоже, в своем роде, не от мира сего. Рассеян, беспомощен в административ ных делах, плохо вглядывается в ок ружающих людей, не замечает, что его ассистент •— пьяница, которого давно пора выгнать. Но в сопоставлении с че ловеконенавистническим обликом Морге мы вдруг ясно осознаем, что эти тради ционные «профессорские» черты, столь усердно обыгранные в литературе, идут у Русакова от большого доверия к лю дям, от любви к ним, от настежь рас пахнутого сердца. Именно так М. Михе ев трактует своего профессора, полеми чески возводя его традиционные черты в степень морального достоинства. Бескорыстная дружба Байдарова и Березкина, подвиг Тани в плену у фрау Морге, самоотверженный поступок сер жанта Гусарова — все это в совокупно сти очерчивает как бы коллективный портрет советского человека, советско го общества с его новыми идейно-этиче скими устоями. Плечом к плечу с советскими людьми стоят рабочие капиталистической стра ны. Среди их бегло обрисованных обра зов выделяется фигура О’ Патли, редак тора «Рабочей газеты » , который не только словом, но и делом, рискуя жизнью, борется против классовых вра гов. А на другой стороне — фабрикант Эксон. единственная цель которого — поскорее продать правительству новое оружие, на последствия ему наплевать, зловещая фрау Морге, шеф полиции фон Штрипс. . Кстати, последний яв ляется удачным сатирическим образом. Сейчас апологеты капитализма твердят, что современные буржуазные прави тельства — это органы надклассовые, гармонически сочетающие интересы различных классов. Образ фон Штрип- са — неплохая издевка над подобными утверждениями. Мы видим, как этот «надклассовый» представитель, напу ганный, растерянный, чуть не обезумев ший, мечется между угрозой забастовки и разоблачения в рабочей печати, с од
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2