Сибирские огни, 1960, № 6
Стихотворение «Тум ан» , из которого приведены эти строки, одно из самых лучших, самых задушевных стихотворе ний И. Авраменко. Перелистывая старые книжки журналов, я наткнулся на рецен зию, автор которой упрекал И. Аврамен ко в «областничестве». Чтобы выдвинуть подобное обвинение, нужно полное отсут ствие поэтического слуха. Сибирь для А в раменко не только пейзаж детства, искон ные, облюбованные места, впечатления, зароненные в душу с ранних лет. Это — поэтический образ Родины. Кажется, Овсяннико-Куликовский ввел в обиход понятие «лиризм воспомина ний». Под этим словом кроется бесконеч но сложное и всегда очень индивидуаль ное сплетение и наслоение переживаний и чувств. Оно вовсе не равно простому обращению к прошлому. Это воспомина ния, прошедшие сквозь призму сегодняш ней минуты, и подчас неразрывно связан ные с насущными запросами дня. «Ли ризм воспоминаний» может обернуться разными гранями. Он может быть напол нен самым различным содержанием. Вот стихотворение И. Авраменко воен ных лет, помеченное 1944 годом. Приве ду его целиком: оно заслуживает этого. Порою грусть неодолима,— все вижу милые края: журчит вечернего Чулыма похолодавшая струя, горит-горит костер заката и кроет бронзой склоны гор, и — словно терем — весь зубчатый, сквозит и вдаль уходит бор, и млеет воздух медоносный, и сладок сумрачный покой. Войти б туда, травинки росной коснуться б жаркою щекой. Но, чуть задев плечом соседа, я просыпаюсь на ходу, опять метет за нами следом, летит метель, дудит в дуду. И сон мой рушится, отходит, уносит вешнюю красу. Скрипят снега. Мы — на походе. Ночь обступает нас в лесу. Казалось бы, эти строфы можно понять так: щемящие воспоминания о покинутых родных местах властно отодвинуты бое вой страдой. Но это неверно. Наоборот! Сладостная горечь воспоминаний звучит в унисон с суровым шагом похода. Имен но в их слиянии прелесть этого прочув ственного стихотворения, исполненного тонкого лиризма. «Лиризм воспомина ний» не заслонил боевую обстановку. Он превратился в боевое оружие, встал на вооружение. З а похолодавшей струей Чулыма вставал образ Отчизны, кровно близкий, прикипевший к сердцу, властно зовущий к отдаче всех сил. Это стихотворение стоит несколько особняком в ряду других стихов И. А вра менко военных лет. То были стихи «пря мой наводки», и они были тогда нужней всего. Но и в «чистой», как будто бы, лирике был скрыт сильный боевой запал . Поэтическое раскрытие порывов сердца, душевных ценностей советского челове ка помогало осознанию богатства нашего общества, нашего духовного строя, и этим крепило патриотический дух советских людей. В заключительных лаконичных строчках ■— острое ощущение боевого братства. Лиризм обогатил стихотворение полнотой душевного излияния. В нем сильно ощутима личность «лирического героя» — бойца. Патетической речью этого лирического героя заканчиваются и строфы поэмы «Ночь накануне бессмертия». Поэт жаж дет найти такие «золотые слова», чтобы о погибших героях «не смолкала молва». В поэме описан подвиг горстки совет ских бойцов, которая приняла неравный бой с 150 финскими шюцкоровцами. Все до одного сложили головы, но не отсту пили. И. Авраменко лично знал погибших. Он был у них в боевом охранении нака нуне трагического дня. Гибель товари щей острой болью отозвалась в душе по эта. Поэма была написана — можно ска зать , кровью сердца — в течение не скольких дней. В первые же часы про рыва блокады она была прочтена во всех подразделениях дивизии, в которой слу жили погибшие. Дивизии было приказа но идти на штурм мощных немецких ук реплений в районе рощи «Ландыш». Штурм был грозным и победным. В яро стном гуле атаки слышалось и слово по эта. Илья Авраменко может этим гор диться. Герои поэмы, как я уже говорил, жи вые люди. Кто же на первом плане? Си биряк Тимофей Худяков. И в ночь перед, гибелью он вспоминает о Сибири. Далеко до Алтая, до Катунских белков...— начинает беседу Тимофей Худяков.— В эту пору изюбри там трубят и ревут, в кипень горные реки камень точат и рвут. А в распадках туманы разъедают снега... Ну, а выше, где тучи,— в шумах тонет тайга. Кедрачи и топшуристы, пенные реки и горный ветер перемежаются в воспоми наниях Тимофея Худякова, и мы убеж даемся, что Худяков — родной брат «ли рического героя», проходящего по стра ницам сборника, и по существу сливается с ним. О Сибири он говорит теми же взволнованными и живописными слова ми. То, что всплыло в памяти Тимофея Худякова, стоит в одном ряду с лириче скими пейзажами Сибири, рассыпанными во многих стихах сборника. Поэтическое видение, как видим, имеег
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2