Сибирские огни, 1960, № 6
вом полку румынские коммунисты и мол- .давские партизаны поднимают восста ние, полк переходит на нашу сторону и повертывает свое оружие против гитле ровцев. Большая заслуга автора в том, что он ■сумел показать истоки зарождающейся боевой дружбы советских и румынских •солдат. Говоря об образах романа, следует прежде всего отметить бесспорную удачу автора в создании зримых портретов Ку ренного, Кожухаря и Измайлова. Этими людьми руководят большие идеи, во имя .их они смело идут на смерть, показывая .примеры мужества и героизма. Все об разы в романе, или почти все, за малым исключением, даны в развитии. Николай .Дарнику из «дикого комбата», в резуль тате многочисленных испытаний, превра щается в сурового,' сдержанного команди ра бригады. Нет, вряд ли в конце войны он полезет на рожон, бросая свой танк на таран «Тигра». Он понял дену жизни и смерти, он в ответе за каждого солдата. Этой же высокой гуманностью отличается и генерал Измайлов. Следует отметить и авторскую удачу в развитии образа Марицы. Комсомолка, студентка советского вуза вдруг попадает в общество из прошлого века. Здесь все дико ей, неприемлимо, но она мастерски ведет свою роль. Это по существу ее де бют на сцене жизни, но, если в театре провалившуюся актрису могут в крайнем ■случае освистать, то Марице грозит смерть. Выстоять ей помогает идейная закалка. Запоминаются пограничники Чубай и Одинцов, матрос Яшка Крамской со сво им одесским говорком, партизанский нач- хоз Грибочка и его властная жена. В романе довольно много диалогов, но ■они не утомляют. Автор поработал над речевой характеристикой героев, а глав ное — добился, что все они стали гово рить свободнее, естественно, без натяжек. Некоторые сцены сурового солдатско го быта и партизанских будней скрашены мягким юмором. Дается автору и пейзаж. Хорошо написаны картины Подмосковья, молдавские — мягче, лиричнее, чувству ется, что сибиряк Муратов полюбил этот южный край. Хуже удались Н. Муратову образы врагов. Немало он поработал над ними, но и теперь, в новом издании, фашисты зачастую выглядят у него плакатно. Это прежде всего относится к маньяку Рих теру, к шефу жандармов Пламадялу, ко- лонелу Думитреску и лейтенанту Попес- ку. Слишком уж они откровенны в своих злодеяниях. Автором смещены некоторые историче ские факты, например «Процесс шести» и трагическая гибель Куренного перене сены с 1942 года на весну 1944 года. Впрочем — перед нами роман, в беллет ристическом плане это допустимо. Много интересного узнают сибиряки о Молдавии, как и молдаване о Сибири. Роман Н. Муратова перебрасывает мост между далекими краями, крепит дружбу между великим русским и молдавским народами. Это — полезная патриотиче ская книжка. Е. Д о 6 и н РОДНИК ЧУВСТВА С*тихи .— звенящие, как звонкий ру- ^ чей.. Стихи, текущие плавным потоком... Стихи, шепчущие, как тихий ручеек, скрывающийся в траве... Стихи, гремящие, как водопад... Мне кажется, для понимания поэтиче ского произведения в любом случае важ но проследить самый исток, сокровенный родник поэтического чувства. Далеко не все впечатления одинаковы для поэта. Далеко не все рождают поэтический жар, трогают поэтическую струну. Читая сбор ник стихов Ильи Авраменко «Стихотво рения. Поэмы. Сказки», этот источник прослеживаешь с первого в згл яд а '. О нем говорит даже оглавление: «Сибир ские разговоры», «Семинский перевал», «В Томске», «До встречи на Енисее», «У Минусинской протоки», «Абакан».., И. Авраменко дорожит и как- будто упи вается самим звучанием родных наимено ваний. «Кок-Су», «Аргут», «Там, где реч ка Жем-Жес», «Дорогой на Аскиз» — это все названия стихов. Имеет ли смысл в статье о поэте ос танавливаться на «географии»? В данном случае имеет. «Хакасский дождь», «Уй- батская степь», «Дорога над Чулымом» — это не «территория», а внутренняя тема, душевная нить, связующая десятки стихотворений. Сизый-сизый, сырой и вязкий по дорогам ползет туман... А дорога моя, как в сказке,— сквозь дремучий лежит урман. Долог путь мой по той дороге до холодной реки Устром. Хоть бы месяц взошел двурогий — над просторным моим шатром. Сон ли? Дрема ли? Глушь бирючья. Вновь — неведомый лес высок. И неслышно роняют сучья на лицо мне свой теплый сок. И зову я — но звук неясен. И кричу я — но голос нем, дуб, сосна да тяжелый ясень заглушили его совсем. ‘ И л ь я А в р а м е н к о . Стихотворения. Поэ мы. Сказки. Л., «Советский писатель», 1959.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2