Сибирские огни, 1960, № 6
реотипных героев. Я вспоминаю в этой связи очерки М. Кольцова о Матэ Залке и о Луначарском. Оба эти человека большого мужества и скромности, а изображены они так, что, как и в жиз ни, мы видим разную скромность. Очер кисты же наши легко находят в людях общее и гораздо труднее различия. Авторы художественного очерка име ют перед глазами и замечательный опыт В. Тендрякова, который после В. Овеч кина явился крупнейшим новатором очерка. В очерках Тендрякова стирается граница между очерком и «высшим жанром». Без человека, без характера, без изображения людей в острых жиз ненных конфликтах трудно представить современный художественный очерк. А «человеческого материала» — сколько угодно. Гаганова и Чиж, Гиталов и Ла- летин — читатель хочет узнать их по очеркам, понять их. Трудно поверить, чтобы они были одинаковыми людьми. От очерка мы ждем открытия и неизвест ных еще чижей и гагановых, которых немало в нашем талантливом народе. Не только разведна Статья близится к концу, а о многом еще не сказано. Очерковая литература только за один год оказывается «томов премногих тяжелей». Я так и не сказал ничего об очерках Ильи Зверева с таким лучезарным названием «В двух кило метрах от «Счастья» («Знамя», № 7) и очень мало написал о книге «Сибирь се годня». Мне не пришлось вспомнить ин тересный очерк В. Порхитько «Когда созревают оливы» («Октябрь», № 12) — первый за двадцать лет очерк советско го журналиста об Испании, и я не оста новился на встрече с «Крысоловом» Л. Гинзбурга («Знамя», № 8). Пусть , очеркисты, здесь не упомянутые, не бу дут в претензии — одно лишь перечи сление очерков прошлого года заменило бы статью. Да и не в перечислении ведь дело. Главное, о чем хотелось бы ска зать, — об основных тенденциях разви тия современного очерка. Очеркисты идут раньше многих дру гих по горячим следам событий. К их произведениям подходят порой, как к первым сводкам с фронта широкого на ступления семилетки. Читатель не мо жет ждать. Он хочет и имеет право знать, что происходит сегодня в Брат ске, что сделали вчера ленинградские рабочие, чем живут труженики Рура и крестьяне братского Китая. Что и говорить —- работа очеркиста срочная, оперативная, требующая боль шого напряжения и большой отдачи ду ховных сил. И все же трудно нам со глашаться на этом основании со сниже нием требований к очерку. Снизить тре бования к художественному своеобразию очерка — значит идти на поводу у сто ронников пресловутой теории дистанции. Так и в очерке. Если то, о чем пишет очеркист, есть дело его жизни, если он не экскурсант и турист, а труженик, ак тивное действующее лицо происходя щих событий и если он, добавим, обла дает литературным мастерством, то и очерк его будет не только разведкой. Главное, знать жизнь. Разве не приме чательно, что такие значительные произ-. ведения прошлого года, как очерки М. Жестева, А. Злобина, И. Дворецко го, Г. Падерина, созданы людьми, кото рые хорошо знают описываемые проб лемы. Труд очеркиста не менее сложен, чем всякая другая литературная работа. Еще бытующее пренебрежительное от ношение к очерку и очеркистам — причина того, что имена многих талант ливых литераторов малоизвестны. Свы ше пятнадцати лет печатал свои очерки В. Овечкин, а все оставался курским писателем. Немногим меньше писал о нелегких ленинградских колхозах М. Жестев, а все не был отмечен все союзной известностью. В начале статьи я писал о бытующем пренебрежении к очерку. Заканчивая ее, я вынужден вер нуться к этой же теме. Материал сов сем свежий. В двенадцатом номере «Но вого мира», в перечне очерков, опубли кованных за год, тщетно я искал произ ведение А. Марьямова «Идем на вос ток». Сначала показалось, что это кор- -рейторский недосмотр, и лишь по том я понял, в чем дело. Очерки А. Марьямова — настоящие художест венные произведения — и -вот на этом только основании их перевели... в «вы сший разряд», в раздел «Романы, пове сти, рассказы». Очерки остались очерка ми. Но подобная классификация весьма поучительна. Мы выступаем против пренебрежения к очеркам. Но главное, что может под нять наш очерк, расположить к нему широкого читателя —- это труд самих очеркистов. Ведь это же факт, что лю ди, даже не слишком любившие дере венскую тему, с глубоким волнением чи тали Валентина Овечкина, а читатели, не искушенные в вопросах искусства, заметки С. Образцова о поездке в Лон дон. Очеркисты действительно разведчики будущего, пропагандисты семилетнего плана. В их распоряжении все разнооб разие форм современного очерка, в их распоряжении такие человеческие харак теры, которые не придумаешь даже при самом пылком воображении. Наконец, у них, у очеркистов, огромные кладовые нашего могучего языка, которому оди наково подвластны поэзия и проза, ро ман и очерк.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2