Сибирские огни, 1960, № 6

ве опыт передового колхоза, разве новое в организации труда колхозников, нако­ нец, разве доказательный разговор о том, что можно обойтись уже без поле­ вого стана, а значит позволить людям хорошо отдыхать — разве все это чис­ то «сибирский» разговор? Сибиряки неприветливо смотрят на людей, считаю­ щих их край далекой провинцией, а вот сами порой забывают, что их опыт ин­ тересен для всей страны. ■ «Когда сеять?» — так называются заметки JI. Иванова. Редакция «Нового мира» назвала их статьей, в других жур­ налах подобные выступления считают очерками. По крайней мере, ту его часть ^больше половины), где описывается спор о сроках севов. «В Шадринске на­ ше купе пополнилось еще двумя пас­ сажирами. Им достались верхние полки. Оставив свои небольшие чемоданчики, повесив плащи, оба пассажира вышли в коридор и сразу шумно заговорили». И если в очерке А. Смоляна разговор в пригородной электричке носит несколь­ ко условный характер, потому что не столь важно, куда она идет, то у JI. Ива­ нова и упоминания Шадринска, и харак­ тер спора очень закономерны. «Меня за ­ интересовали новые пассажиры. Было ясно. Они ездили... к Мальцеву. А это уже интересно». Мы не будем приводить здесь все до­ воды писателя о том, какое огромное значение имеет выбор правильных сро­ ков сева. Заметим лишь, что отклики на выступление Л. Иванова доказывают — писателя волнуют действительно важ­ ные проблемы. Очерк-статья сибирско­ го писателя еще раз показывает подвиж­ ность жанра и бесперспективность какой- либо регламентации очерка. Писатель ставил перед собой определенные кон­ кретные задачи — и он выполнил их. При этом публицист взял верх над ху­ дожником, что соответствовало замыслу автора. Публицистические очерки Л. Иванова по своему жанру близки к произведению А. Смоляна и весьма дале­ ки от некоторых очерков, например, Г. Радова или М. Жестева. Разные сред­ ства используются писателями для од­ ной цели — дальнейшего подъема со­ ветской деревни. Прошлогодние очерки о деревне ха­ рактерны одной общей чертой — их география становится все шире и при этом большое место занимает Сибирь и целинные земли. Очерк Н. Емельяно­ вой «За Обью» («Знамя», № 1), заметки А. Масс «На целине» («Новый мир», № 7 ) — я уже не говорю о материа­ лах сибирских журналов и альманахов — повествуют о сегодняшнем дне си­ бирских колхозов с завидной полнотой. И во всем этом нет случайного совпаде­ ния. Просто Сибирь — и ее промышлен­ ность, и ее новостройки, и ее колхозы— стоит на одной из самых главных маги­ стралей семилетки. На главных магистралях Речь пойдет не о железных дорогах или других путях сообщения, а о даль­ нейшей пропаганде семилетки, о главной задаче нашего очерка. О развитии боль­ шой химии, о Курской магнитной анома­ лии, о завтрашнем дне Сибири, о новых железных дорогах и газопроводах и, ко­ нечно, о людях, которые все это делают своими руками, — вот о чем призваны рассказывать советские очеркисты. Это и есть главная магистраль нашего очер­ ка. На этой магистрали очерки ленин­ градца Ф. Самойлова о тружениках «Электросилы», Г. Падерина о Южно- Сибирской железной дороге, В. Панова, А. Злобина, А. Смоляна, И. Дворецкого и еще многих и многих других. На од­ ном из этих очерков, опубликованном в самом конце 1959 года, стоит остано­ виться. Я говорю о произведении И. Дво­ рецкого «Сибирь, Сибирь...» («Знамя», № 12 ). А. Злобин, А. Марьямов и вот теперь И. Дворецкий — и все о Сибири, и все интересно, и все по-своему. Темп време­ ни, ощущение какой-то большой радо­ сти, я бы сказал весеннее настроение, наполнили собой очерк Дворецкого. И будто через весь очерк проходит песня, которую пел влюбленный в свое дело человек, редактор районной газеты. Р е ­ дакции прислали знамя без древка. А он сделал древко и, пока никто не ви­ дел, ходил по1своему огороду со знаме­ нем и пел «Смело, товарищи, в ногу». Это он так радовался. Сибири, ее труду, ее радости радуется и Дворецкий. «Ве­ тер, сосны, тающий снег, жирные рас­ паренные дороги. Желтые дома. Весна. Выбеленное солнцем белье на веревках полощется по ветру, тихо пощелкивая. И нет заборов. Очень мне нравится. Поэ­ тому, наверно, так много простора». Вот также простором веет от очерка. Он не похож на очерки А. Марьямова, с умными рассуждениями автора и длин­ ными отступлениями в пространстве и времени, и на очерки А. Злобина, кото­ рые состоят из нескольких очерков каждый. У Дворецкого — лирический репортаж из Братска. Ритм очерка — именно ритм, в котором улавливаешь ритм жизни, очень напоминает катаев- ское «Время, вперед!» Вот послу­ шайте. ...Коршуновстрой отпочковался от Братска. Что еще отпочковалось? Строительство Л.П.К. Лесопромыш­ ленный комплекс. Звучит прозаически, стоит три миллиарда рублей, в мире не имеет равных. Что еще? Строительство новой высоковольтной линии... Еще? Линия на Коршуниху.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2