Сибирские огни, 1960, № 6
но наступил ледниковый период, а по •улицам бегают белые медведи». Мы не будем говорить о тех конкрет ных экспонатах, которые упоминает Г. Падерин, или утверждать, что в его публицистическом приеме большая новиз на, но само стремление говорить о наших достижениях с гордостью очень понятно. И особенно понятно, что свой очерк-ре портаж сибиряк Г. Падерин заканчивает словами о родном крае. Уже не в Моск ве, не в Брюсселе, а в Нью-Йорке на вы ставке спрашивают посетители: — Почему этот приемник называется «Новосибирск»? Неужели он сделан в Сибири? Читая это, ответа уже и не ждешь — знаешь. Да, сделан. Не ходят медведи по улицам наших городов! Мы говорим О' гордости, о патриотиз ме. Они, конечно, вовсе не должны ме шать — и не мешают нашим очеркистам рассказывать о том хорошем, что есть за рубежом и, в частности, в капиталисти ческом мире. Б. Агапов, например, не только восхищался некоторыми архитек турными сооружениями выставки, но и сожалел о том, что мы намного отстали от заграницы в производстве лаковых покрытий, еще раньше В. Некрасов де лал другие критические замечания в ад рес собственной страны. Г. Фиш в кни ге «Здравствуй, Дания!» (она вышла с прекрасными рисунками X. Бидструпа) отметил многие черты датчан, которые неплохо бы перенять. Одним словом — почему не учиться. Но при этом совет ский человек, особенно если он находит ся в капиталистическом мире, да еще де лится впечатлениями о виденном, не мо жет забывать, что «у советских — соб ственная гордость». Идеи мира и дружбы между народами, которые мы несем на наших знаменах, не могут отменить той главной разницы, которая отличает нас от капиталистических стран. В прошлом году появился очерк, в котором эти очевидные истины забыты. 'Ленинградский журналист Н. Михайлов ский побывал За границей, в Финляндии. И вот у него кругом пошла голова. Очерк «Здравствуй, Суоми!» («Нева», № 8) вы шел после книги Г. Фиша и еще раз сви детельствует о печальном однообразии в названии очерков, особенно зарубеж ных,— написан с каким-то умилением от увиденного. И хотя где-то сказано об эко номическом кризисе, а еще где-то о вы сокой стоимости жизни и «реакционных тварях», но вся тональность очерка та кова, что ощущаешь главным образом неуемный восторг. Я вообще не люблю умилений — они унижают. Именно по тому и не принимает читатель подобные очерки о странах народной демократии. Тем более, не к чему умиляться буржу азной Финляндией. «Я приехал к тебе в гости, Суоми, как турист, и ты щедрой рукой открыла мне все свои богатства. Я увидел твои города, памятники стари ны, музеи, фабрики,' заводы. И глав ное — я увидел твоих людей, познако мился с ними и многое из того, что преж де вызывало сомнение, стало мне яс ным». Я бы сказал, взято на полтона выше, чем диктуют обстоятельства. Как-то сра зу забываешь, что это говорит советский человек, что он говорит устами своего великого народа. Чувства меры и поли тической остроты — вот чего не хвати ло Н. Михайловскому, автору интерес ного «Таллинского дневника», и вот за что критиковали его ленинградские ком мунисты. Зарубежная тема найдет отражение во многих работах наших очеркистов. Тема эта требует большой политической зре лости, она требует также не поверхност ного, а глубокого изучения явлений. И потому хочется, чтобы далеко не каждая зарубежная поездка писателя давала ему моральное право на такой очерк. Тогда каждый зарубежный очерк будет инте ресным и значительным явлением. Одну из своих старых очерковых книг В. Полторацкий назвал «В дороге и до ма». «Дорогой» он называл заграничные путешествия. «Дорога», конечно, привле кает наше пристальное внимание, но проблемы «дома» всегда остаются глав ными. Вслед за Овечниным «Читаю материалы Пленума ЦК... Наша деревня стремительно идет впе ред... Что же дадим ей, чем поможем ей мы, писатели. Завидую Овечкину, Тенд рякову, Дорошу... Завидую писателям, связавшим свою творческую судьбу с сельской тематикой... Я не могу назвать себя деревенским писателем. Но столь ра зительны и радостны перемены, проис ходящие в нашей деревне сегодня, что не заметив их, пройти мимо невозможно. Жизнь не дает пройти, останавливает, хватает за руку: смотри!» Так, в декаб ре 1959 года писал молдаванин С. Шля ху. И первым среди писателей «деревен ской темы» С. Шляху, как и многие до него, и, надеюсь, как и многие после, называет В. Овечкина. Для того, чтобы эти разительные пе ремены наступили, многое сделали и пи сатели, которые, подобно В. Овечкину, мужественно говорили о недостатках в наших колхозах, поддерживали Марты новых против Борзовых, пытливо иска ли новое. И сегодня овечкинская тради ция остается прежней — не только го ворить о радостном новом, НО' и продол^- жать борьбу за это новое в колхозной деревне. На переднем рубеже этой борь бы сейчас омич JI. Иванов, ленинградец М. Жестев, москвич Е. Дорош и другие писатели. После новаторского романа-очерка «Золотое кольцо» (претензии к писате
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2