Сибирские огни, 1960, № 6
называется «отступлениями». И еще очень важное: «Путешественникам нуж на своя карта». Важно это потому, что речь идет о том задании, которое дает себе человек, отправляясь в дорогу. Как уместно здесь вспомнил А. Марьямов о том, что знаменитое путешествие Ради щева проходило ведь по много раз езжен- ной дороге, а писатель «задал себе на этом маршруте вместо регулярной поезд ки необычное путешествие». Что же «задал себе» А. Марьямрв? Он взялся показать, что в том далеком краю на севере Западной Сибири не толь ко будут огромные изменения, но что там уже сейчас вовсю кипит жизнь. Очеркист широко и свободно поделился мыслями о жизни. Есть в очерках этих элемент рассказа (глава «У Константи нова камня»), но лишь в очерках мог А. Марьямов так естественно переходить от мысли о Джеке Лондоне к геологу Ачнасову — наиболее колоритной фигу ре произведения. Очень своевременны рассуждения писателя о молодых кад рах, об архитектуре, об отношении чело века к делу и о многом другом. Очерки A. Марьямова дают пищу не только во ображению, но и уму. Лишь иногда ощу щается затянутость отдельных отступле ний и эскизность человеческих характе ристик, хотя на недостаток места очер кисту пожаловаться было б грешно. Столичные литераторы, как мы видим, порой успешно отбивают хлеб у своих сибирских собратьев. А мне раньше всег да казалось, что лучшие путевые очерки о Сибири пишут сами сибиряки. Возмож но, это так и есть, и очерки прошлого го да лишь исключение. Возможно. Но ни B. Сапожников, автор, безусловно, ода ренный, ни Н. Мамин не порадовали сво ими очерками о Енисее. Очень интерес но задуман близкий к повести очерк В. Сапожникова «Енисей». Он интересен прежде всего тем, что рассказ ведется не от лица журналиста-пассажира (как у В. Панова, например), а рассказчик сам — член экипажа, и все происходя щее дается через восприятие пусть не опытного, но все же матроса. Сам он и его друг Толя, тоже молодой матрос, главные герои этого очерка. Читаешь главу за главой — .«Открытие», «Тре вожные радиограммы», чувствуешь, что у автора несомненные способности. Хо рош пейзаж, живой энергичный язык. А вот в целом очерк разочаровывает. Уже начиная с пятой главки («Толя»), ин терес постепенно исчезает. Стремление к беллетризации, стремление обязательно сделать очерк повестью ослабляет дове рие читателя к документальности жанра. Создавать собирательные образы в очер ке, сочетать литературный домысел с конкретным материалом — очень нелег кая задача. Началось все очерком о Ени сее, а кончается повестью о Толе. И вот уже, видимо, понимая, что пропала жи вая нить повествования, автор начинает оживлять свою очерковую повесть « ар мянскими» анекдотами и побасенками о» неверных женщинах. Стремясь дать очерк и о великой реке и о человеке, ко торый трудится на ней, автор при всей, внешней стройности композиции по суще ству нарушил ее. Особенно нелепо вы глядит почти фельетонная главка «Стре коза» о юном ловеласе. По своим лите ратурным данным, В. Сапожников, не сомненно выше автора очерка о Волго- Балте, а вот из очерка «Енисей» чита тель вынесет гораздо меньше, чем из за меток В. Панова. Трудно назвать дости жением очерковой литературы и другой' очерк о Енисее — «Обычный рейс» Н. Мамина, который мы цитировали в разделе «Проблемы и мастерство». Значительно восполняют эти пробелы очерки из книги «Сибирь сегодня». Их вряд ли назовешь «путевыми», но такие произведения, как «Хакасская благо дать» А. Кожевникова, «На земле эвен кийской» Н. Устиновича, «Следопыты Авамской тундры» К. Лисовского, от кроют много нового даже для тех, кто уже хорошо знает Сибирь. Единственно,. в чем сомневаешься — это в необходи мости выпуска столь фундаментальных книг. И стоят они недешево и не очень удобны. Очерки, как и стихи, как и рас сказы, давно надо выпускать «летучим дождем брошюр». Нужно сказать, что сибирские литера торы в жанре путевого очерка в прошлом; году сделали совсем не мало, только их путевой очерк был посвящен в основном соседу — братскому Китаю. Что Же — и это не плохо. Тем более, что зарубеж ные впечатления почти всегда^ склады ваются из дальних путешествий. У советсних— собственная гордость Советский зарубежный очерк имеет бо гатые традиции. Не будем называть мно го имен, вспомним одно: В. Маяковский. Объем настоящей статьи и ее тема за ставляют нас не рассматривать и такие- еще сравнительно недавние произведе ния, как итальянские заметки В. Не красова и книжку И. Эренбурга («Индия„ Япония, Греция»). Скажем лишь, что эти очерки были заметными явлениями в литературной жизни. В прошлом году появилось также не мало очерков о загранице — и о брат ских социалистических странах' и о ка питалистическом мире. Среди очерков о наших друзьях выделяются произведе ния А. Смердова, С. Кожевникова, С. За лыгина, которые любовно рассказали о людях нового Китая. Лучший очерк о. Западе принадлежит Б. Агапову. Назы вается он «Поездка в Брюссель». Глав ное, что характеризует очерк Б. Агапо ва («Новый мир», № 1), может быть пе редано словами В. Маяковского «У
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2