Сибирские огни, 1960, № 6
Пути-дороги Китайцы говорят, что лучше один раз увидеть, чем с т о ' раз услышать. Журналисты всех стран мира (а не только Китая) придерживаются того же правила. Путевые заметки — они рож даются чаще всего из дальних поездок, из столкновения с новым материалом, новыми людьми. Бегут пути-дороги, плы вут за кормой берега — разве не инте ресно пойти, поехать, поплыть вслед за наблюдательным, умным, сердечным, словоохотливым рассказчиком. От Волги до Балтики проехал Виктор Панов («Но вый мир», № 5), в якутском крае побы вал Ник. Вагнер («Звезда», № 6), еще и еще раз о дальних берегах Приморья на писал хорошо знающий дальневосточную тайгу С. Бытовой («Звезда», № 3), по Енисею долгий путь проделали В. Са пожников (очерк «Енисей» в кн. «Я хочу рассказать») и Н. Мамин («Сибирские огни», № 8). У путевого очерка свои традиции и свои особенности, но, как и всякий дру гой очерк,— он меньше всего фактогра фия. Достаточно вспомнить, что в этом жанре написана «Фрегат «Паллада» А. Гончарова, чеховский «Остров Саха лин» , что этим жанром пользовался ве ликий А. Радищев. Читая многие совре менные путевые заметки, видишь, что их авторы подходят серьезно к своей зада че, что они понимают — «путь — это движение, путь — это зрение, путь •— это жизнь». Стремление соединить зани мательность и глубину видно v большин ства очеркистов-путешественников. Виктор Панов решил рассказать чита телям об одной из новостроек семилет ки — Волго-Балтийском канале. Журна лист не только сам поехал по трассе, ко- торая будет реконструирована, он глу боко изучил историю и экономику тех мест, он мысленно окинул взором прош лое и будущее этого края — и потому в очерке убедительно представлено на стоящее. Идет пароход к Рыбинску — и читатель слышит рассказ о том,' как много веков назад родилась здесь Рыб ная слобода, плывет «Козьма Минин» по Шексне — и снова возвращаемся мы к той поре, когда по обмелевшей реке во локом или цепью тянули баржи. И все это дается не в виде канцелярской справ ки, а закономерно входит в очерк. Так же закономерно обращение к совсем да лекой истории, потому что где-то здесь лежат самые древние русские земли По ним и пройдет, заменив старую Ма риинскую систему, новое гигантское со оружение. В очерке В. Панова, к сожалению, зна чительно меньше запоминаются люди, иногда пропадает динамичность расска за, но сам факт использования путевого очерка для пропаганды семилетнего пла- на в Данном случае очень умест ный — хочется приветствовать. В меру своих возможностей В. Панов убедитель но нарисовал картину строящегося Вол- го-Балтийского канала. Если для В. Панова Волго-Балт — от крытие, то для Н. Вагнера Якутия —- край давно знакомый. Здесь очеркист ра ботал в экспедиционных отрядах Акаде мии наук еще тридцать лет назад. И вот, спустя многие годы, Н. Вагнер вновь по ехал в Якутию. Он, наверное, не пожа лел об этом. Читая очерк «Весна в Яку тии», я думал о том, как полезно челове ку возвращаться в места своей юности — оживают не только воспоминания, сам человек становится моложе. «Когда-то по сочным лугам — аласам, по болотам и лесам, сквозь белоствольные березовые рощи — гараны путешествие соверша лось просто и бесспешно». Неторопливо течет рассказ. В нем иногда попадаются досадные информационные строки, нет- нет да и мелькнут какие-нибудь «лучи стые глаза», но в целом это увлекатель ное путешествие. Как ни интересны экс курсы В. Панова в историю — они не сомненно уступают вагнеровским сопо ставлениям. которые основаны на лич ном опыте. Читая такие разделы «Весны в Якутии», как «В сторону Ыллымака» и «Афоризмы нашего времени», об одном лишь сожалел я — о том. что так дол го собирался писатель в эту свою по ездку. И все же наиболее значительный путе вой очерк прошлого года написан А. Марьямовым («Новый мир», № 6, 7, 9). По своим размерам это очерк, близ кий к повести, по жанру — «просто очерк». «Дорога была немалая — пять десят тысяч километров... Встречи, раз говоры, стук дождя по палатке, оленьи упряжки в снегу, мигание зеленого элек тронного глазка в заводской лаборато рии, котелок трактористов на степном костре, безымянная речка в тундре, го лос вахтенного матроса: «Слева по носу айсберг» — и между палатками, города ми и пешими переходами опять самолет. Моторы шумят, за окошком внизу — белые облака, вверху — ' синее небо; сиди и думай». В очерках А. Марьямова нет случай ных ^литературных оазисов в потоке де ловой информации.' Приведенный отры вок похож — и в то же время не по хож на многие другие и характери зует он ту свободную манеру изложения, которая так далека от всякого штампа и трафарета — частых спутников очерка. Очень знаменательны и высказывания автора об особенностях путевого очерка. «Если едешь, скажем, на жердочке по путного бензовоза — одно, а вышаги ваешь пешком по тайге — другое. И по лучается так, что на небыстрой дороге оольше смотришь и слушаешь, а в поле те раздвигается горизонт, шире думает ся, и в дорожный дневник записываются не зрительные впечатления... ко то. что... 1 1 . «Сибирские огни» № 6. 151
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2