Сибирские огни, 1960, № 6
время Г. Радов писал о первой уче нической бригаде, а теперь их в стране десятки. Лучшие очерки Г. Радова хороши еще и тем, что в них есть живые человече ские характеры, что не только события и проблемы волнуют писателя. Образ Павла Афанасьевича Лукьянова («Спор в степи») олицетворяет новые черты партийного руководства, которые стали особенно ясны в последние годы. Нача ло очерка нарочито напоминает гоголев ское «Как поспорили...». «Нет худа без добра... Не случись история с Петром Дейнегой, может, и не заспорили бы при мне Иннокентий Павлович Башкин с Павлом Афанасьевичем Лукьяновым, а я бы так и покинул район, не поняв, по чему же появилось вдруг в нем новое руководство». Подобно Овечкину («Районные буд ни»), очерк строится на столкновении характеров, столкновении различных стилей руководства. И Башкин, и Лукья нов — честные, преданные делу партии руководители, но Башкин готов прев ратить временные трудности в постоян ные, а Лукьянов заботится прежде всего о человеке. Это, конечно, весьма поверх ностное изложение существа очерка. Главное его достоинство — не описание проблемы, а раскрытие ее изнутри, не пересказ, а рассказ. И вот здесь мы под ходим к теоретическим посылкам Г. Ра дова: очерк близок к рассказу. В очерке «Спор в степи» эта близость к рассказу привела к более глубокому раскрытию характера. Но молено ли утверждать, что очерк всегда должен быть близок к рассказу? И нет ли здесь ухода от ши роких возможностей собственно очер ка? Мне кажется, что за последнее время в творчестве Г. Радова заметен опреде ленный отход от того, по его терминоло гии, «документального очерка», кото рый все же наиболее характерен для данного жанра. Как бы ни глубоки были обобщения В. Овечкина в «Районных буднях», открывающих новые возмож ности для очерка, всегда очеркисты бу дут высоко ценить то, что П. Павленко называл возможностью «звать героя по имени». Такие произведения Г. Радова, как «Тёща», «Челомбитько и Лиходед», «Бегун», действительно близки к рас сказу, обладают многими достоинства ми, но из них ушли и те характерные черты очерка, которые заставляли обра щаться к нему крупнейших наших рома нистов и рассказчиков. Очерк — один из самых подвижных жанров, неустойчивы его границы. И нельзя думать, что он тем луч ше, чем ближе к рассказу, как нельзя считать, что стихотворение тем лучше, чем ближе к поэме, рассказ к повести, повесть к роману. Очерк, близ кий к рассказу, — лишь одна из многих разновидностей современного очерка. Гоаницы танра Я не знаю, все ли согласятся назвать очерками произведение О. Берггольц «Поход за Невскую заставу». Это, ко нечно, особого рода очерки — они близ ки к стихотворению в прозе — столь они поэтичны и вдохновенны, в них вся душа, все мысли автора, вся его жизнь. И все-таки это не только воспоминания, не только автобиография писателя, хо тя и какая-то часть ее. И это не повесть и не рассказ, а тот удивительный сплав личности автора и изображения событий, который так поражает в «Былом и ду мах» Герцена. Необыкновенное путеше ствие в свою молодость — этот поход за Невскую заставу. Когда такое путешест вие предприняла В. Панова, то появил ся «Сентиментальный роман». О. Берг гольц облекла это путешествие в форму очерка. «Я продолжаю свои записки по- прежнему, не связывая себя более тес ной формой, чем открытый дневник, в котором смешается прошлое, настоящее и будущее, память жизни и предвосхи щение ее, герои погибшие и живые». Трудно себе представить, чтобы рассказ о собственной жизни мог стать очерком, а между тем именно так случилось, пото му что жизнь писателя, его переживания касаются важнейших сторон жизни на рода. Как и в другого рода очерках, в «По ходе за Невскую заставу» есть и пря мая публицистика, которая, однако, ни сколько «не ухудшает» произведения. «Нет, мы ничего не забудем! Мы верны зову Партии: помнить, знать и писать о нашей жизни, о нашем советском чело веке, о его душе всю правду и только правду». Публицистика, лирика, фило софские раздумья — органичны в «По ходе за Невскую заставу». Впрочем, эта лирическая поэма в прозе, то нежная, то суровая, прекрасна прежде всего тем, что придает любому очерку неповтори мую эмоциональную окраску — лич ностью автора. Именно личность О. Берг гольц раскрывается в этюде о «дневных звездах», который обрамляет произведе ние: «Я раскрыла перед вами душу, как створки колодца, со всем его сумраком и светом. Загляните же в него! И если вы увидите хоть часть себя, хоть часть своего пути, — значит, вы увидели днев ные звезды. Значит, они зажглись во мне, они будут все разгораться в глав ной книге, которая всегда впереди, ко торую мы с вами пишем непрерывно, неустанно». «Поход за Невскую заставу» — про изведение, которое одинаково принад лежит поэзии и прозе. Эти записки, за метки — как бы ни называть их — пре жде всего принадлежат искусству. Со ветским очеркистам есть чему поучить ся у автора «Похода за Невскую заста ву».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2