Сибирские огни, 1960, № 6
Л. Р У Б А Ш К И Н Очерки прошлого года Внимание — очерн! «Рушатся стены отдельного кабинета, светлый круг лампы письменного стола раздвигается до невероятных пределов, привычные условия литературной сре ды заменяются новыми», — так писала «Литературная газета» в январе 1930 года. Я вспомнил эти слова, просматри вая прошлогодние газетные подшивки. Снова, как и много лет назад, едет по стране писательская бригада, все чаще в газетах появляются очерки видных пи сателей, а на собраниях в писательском союзе, как и рядом — у журналистов — звучит требовательно и властно: «Вни мание — очерку!» Да, все это очень похоже на то, как в начале тридцатых годов писатели по ехали на многочисленные стройки стра ны — в одиночку и бригадами, на север и на восток и подолгу, внимательно изу чали жизнь. Очерки М. Кольцова и Б. Галина, В. Ставского и М. Шагинян, повести В. Катаева и И. Эренбурга бы ли реальным вкладом писателей в стро ительство первых пятилеток. В этой перекличке двух десятилетий очень оп ределенно и ясно одно — огромный по рыв, подобный гигантскому штурму. В тридцатые годы наша Родина реша ла огромную задачу. Единственная в ми ре социалистическая страна строила социализм. Вопреки скептикам, еще не давно видевшим Россию во мгле, вопре ки врагам, готовившимся воевать с ней. Нынешняя пора — шестидесятые годы— тоже напоминает штурм. Где же быть литераторам, которые всегда шли вме сте с народом, практически участвовали в его делах? Конечно же, на переднем крае! ,,Низний“ танр? Мне приходилось очень много раз слышать, что такой-то литератор на рас сказ «не потянет», а вот очерк он на пишет легко. И это говорили люди, го товые поклясться в своей любви к очерку. Еще в 1930 году М. Горький в статье «О литературе» писал: «Очерк всегда считался критиками низшей фор мой литературы, что вообще неверно и несправедливо». М. Горький ссылался на Успенского и Мопассана, Тургенева и Щедрина, Писемского и Короленко. Но вот прошло еще несколько лет, и на первом писательском съезде (1934) И. Оренбург сказал, что предпочитает ка заться критикам писателем «второго сорта», очеркистом. Может быть, все это далекая исто рия. Но послушаем одного из крупней ших нынешних очеркистов В. Овечки на: «Некоторым нашим литературоведам удалось найти то, чего до них не мог отыскать ни один человек на свете, со вершенно определенную грань между повестью и рассказом, с одной стороны, и очерком — с другой. Рассказ, — мол, — это высокое искусство, потому что здесь есть место для свободного полета фантазии художника, в рассказе и пове сти все вымышлено, все создано, сочине но самим автором, его воображением. А в очерке все документально, это про стая фактография, второй сорт (выделе но мною. — А. Р.) литературы, тут, соб ственно, таланту и делать нечего, знай себе, списывай с натуры, копируй жизнь». Есть ли основания для таких жалоб? Оказывается, есть. Не зря волнуется
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2