Сибирские огни, 1960, № 5
ваться жизни; искусство увлекаться лю бым, даже самым нехитрым трудом. «Знаете,— признается Виктор,— я иной раз дрова колю с таким чувством, словно картину пишу. Пригляжусь к по лену — как половчей ударить! — и, что бы с одного раза. Получается!» Талантом жить заражает тайга, с ее людьми, влюбленными в дело, которое они сами превращают в искусство. Дед Андриан показывает Виктору, как делают охотничьи лыжи: « — Лыжу, парень, надоть любовно делать — все одно, что девку охажи вать!.. Лыжу тебе машина не выполнит, лыжа с мастером разговаривать должна. Она, милый, как гармонь поет, только услыхать надоть»,— молчаливый, небой кий старик в этот момент был по-особен- ному оживленным, «словно светился из нутри невидимым глазу огнем»... Этот невидимый глазу огонь пронизы вает рассказы, он заражает читателя лю бовью к родному краю, к жизни, к твор ческому .труду. В какой-то момент у героя повести, художника Виктора Ходакова, возникает сомнение, которое, видимо, посещало иногда и самого автора книги; «Боюсь, что я вроде пустоцвета,— признается он.— Не столько художник, сколько охот ник...» Эта мысль, возникавшая иногда при чтении стихов А. Клещенко, может появиться и при чтении повести, в кото рой мир охотничьих интересов героя пока зан поэтически реальнее, живее, зарази тельнее, чем описание всех других его чувствований. Характер героя повести рисуется пря молинейно, его мысли названы, не раск рыты. «Только горькие и печальные мыс ли соперничали одна с другой, приходи ли в голову ...»,— пишет автор, заставляя читателя верить на слово в то, что мыс ли были именно таковы. Не только сам Виктор, но и его друзья из клубного драмкружка, и добрый завхоз Баранов, и заботливый доктор Корнев.— все они показаны внешне, со стороны, схематич но и неглубоко, позволяя усомниться, художник ли автор или просто охотник, влюбленный в тайгу? Эти сомнения исчезают, когда на стра ницах повести возникает дед Андриан. Его появление — «на грани сверхъесте ственного», как замечает герой повести; на грани искусства — сказали бы мы: «Виктор склонился над красным оси новым листом, умиравшим на мокрой земле, а когда поднял голову — по тро пинке между зародами к избушке ковы лял маленький седобородый старик, по хожий на лешего... — Здорово! — тонким по-бабьему го лосом сказал леший и приостановился, словно робел подойти ближе. Выл он кривоног и поэтому казался длинноруким. В пожелтевшей от времени и махорочно го дыма бороде заблудилась добродуш ная улыбка»... Похожий на лешего дед Андриан удив ленно и по-человечески реален, весь слов но просвечивает насквозь! Он говорит своими, нигде не подслу шанными, ни с какого словаря не спи санными словами — иногда буднично' робкими (если перед ним громоподобная, рослая, но тоже вполне живая и реальная- жена Федосья), или напротив — поэтиче- ски-влюбленными (когда говорит о люби мом деле)... Словно проник луч света в неведомую жизнь таежного пасечника и осветил его- душу живую. Это совсем не «простой» и не «маленький» человек, он — большой, сложный, душевно красивый. Дед Андриан в книге не одинок. Поч ти все рассказы, вошедшие в сборник, а. особенно «Лыжелом», «Теплый угол» и «Сторож Маланиной заимки»,— рисуют таких самобытных и- убедительно реаль ных героев. Трудно сказать, почему у писателя не нашлось достаточно ярких красок, чтобьг расцветить, сделать индивидуально-непо вторимым характер художника Виктора Ходакова; почему робкой тенью мелькну ли в повести его друзья, и на один толь ко миг светлым пятнышком возникла похожая на мальчишку девушка Варя, заглянувшая в избушку под лиственни цами в компании проезжих геологов? Зато сколько поэзии и подлинной че ловечности в короткой истории, кото рую как-то странно называть любов ной, — в отношения^ большой и нелов кой, неудачливой бабы Ефросиньи, ску поватой хозяйки заезжего дома, и ее случайного постояльца Иннокентия Пя тых, бездомного рабочего человека, охотника, которого она выходила от тя желой болезни, к которому привязалась, всей своею начавшей сохнуть душой, пробудив в нем ответное чувство при знательности, желание заиметь, наконец, свой теплый угол, где бы помнили о нем, где бы его ждали. Их чувства вовсе не примитивны — они естественны. Сложность простой и обыденной жиз ни — не копание в мелочах. Иннокен тий — в большом, как и в малом, чест ный, добропорядочный человек, умею щий не щадить себя ради дела. В рас сказе «Лыжелом» его спокойной, уме лой честности противостоят пустая са модовольная болтовня завхоза Снегирь- кова, запоздавшего вывезти по санному пути ценное оборудование, и высоко парное нравоучительство бухгалтера- Александра Семеновича. В трудную ми нуту они забывают свою красноречивую- мораль, помня лишь о себе. Иннокен тий, уволенный Снегирьковым за «без ответственность», один остается спасать, гибнущую аппаратуру. Болтливые и самоуверенные людишки беспомощны в тайге, Иннокентий на них даже не в обиде, он здесь хозяин — он может, умеет отвечать за свои дела — не из бо язни ответственности, но по совести. Грозные поучения Снегирькова и мно-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2