Сибирские огни, 1960, № 5

АЛЖИРЕ. 0Ю2КШ1 <Г. Ц у р и к о в а РАССКАЗЫ А. КЛЕЩЕНКО / “Чдин за другим, в 1957— 58 годах, Ленинграде вышли два поэтиче­ ских сборника Анатолия Клещенко. Сти­ хи были отмечены знанием жизни; в них было умение видеть красоту окружающе­ го мира, была глубокая, искренняя лю­ бовь к людям, к природе. Таежная сибир­ ская глухомань, населенная добрыми людьми, сильными и смелыми: мир изы­ скателей, охотников, рыболовов, с его тяжеловесной сумрачной красотой — этот мир не был экзотическим для поэта. Он был обжит и освоен человеком, кото­ рый пришел сюда не на дни. не на меся­ цы — на долгие годы. Стихотворения были выразительно живописны, эпичны, иногда похожи на очерк, на изложенный стихами рассказ. Переход к прозе был закономерным шагом его творческого развития. Небольшая повесть, в которой проза нередко перебивается стихами, дала кни­ ге название «Избушка под лиственница­ ми» Не сложен ее сюжет: молодой ху­ дожник Виктор Ходаков заболел тубер­ кулезом, и ему запретили работать в^клу- бе. Он уехал на всю зиму в «лесной са­ наторий» — сторожем на далекой заимке в тайге. Поселился там в избушке под лиственницами, увлекся охотой... Писатель рассказывает о том, как горь­ кие мысли его героя: об одиночестве, о 1 А . К л е щ е н к о . «Избушка под лиственница- ,-ии*. Рассказы. Л. «С ов . писатель». 1959. близкой смерти, о своей ненужности, не­ прикаянности — сменялись спокойствием и уверенностью в себе — по мере того, как Виктор, живя в глуши, с каждым днем все сильнее чувствовал живую связь с миром, с людьми, испытал на себе простую ненавязчивую заботу со стороны не -только друзей, но и людей далеких, подчас даже незнакомых. Они беспокои­ лись, чтобы он не остался без дела, без продуктов, без дров, без патронов для охоты, без внимания и участия — наеди­ не со своими горькими мыслями. Друзей и доброжелателей — здесь, вдали от по­ селка,— у Виктора оказалось неожидан­ но много; каждый встреченный человек был другом, в любую минуту готовым по­ мочь. Человек не потерялся в тайге— та­ кова главная мысль повести. Но.не в этом ее основной интерес. О болезни Виктора Ходакова, о его печалях, даже о внима­ нии к нему со стороны многих людей, в повести говорится немного и словно бы вскользь. Главное в ней — сама жизнь таежного охотника, показанная деловито и просто, как в очерке, и заразительно живописно. Писателю удалось передать и поэзию безбрежной тайги, и счастье близкого общения с природой, и чувства человека — хозяина жизни. Вся повесть состоит из коротких рас­ сказов обо всем, с чем пришлось столк­ нуться герою, обо всем, чему он успел научиться: об охоте —- на рябчика, на со ­ боля, на лося, о постройке «заездка» — хитроумной ловушки для рыбы на быст­ рой таежной реке, об охотничьих лыжах и о том, как их делают... Эти маленькие рассказы написаны подробно и с отличным знанием дела и с любопытством, присущим первооткрыва­ телю. Охота в них — не забава и не ремесло, она — искусство, требующее особого ви­ дения жизни, проникновения в мир неве­ домых человеку хитростей, инстинктов, тревог. Это — искусство жить и радо­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2