Сибирские огни, 1960, № 5
ей психологической правдой дневник участника событий, целиком погружен ного в подробности переживаемого им момента. Автор видел войну из окопов и воссоздал ее такой, какой она ему увиделась. Взгляд Г. Бакланова преемственно связан с этой литературно-эстетической традицией, начатой в нашей прозе В. Некрасовым. И вместе с тем точка зрения повествователя в «Пяди земли» существенно обогатилась новыми момен тами. Его рассказ о войне — это уже рассказ из будущего. Из наших дней. Писатель перенесся назад, вспомнил обо всем так впечатляюще, ярко, с та ким приближением к каждой подробно сти и детали, что кажется, будто все опи санное в «Пяди земли» произошло на наших глазах. И одновременно в ос мыслении опыта войны уже чувствуется значительная историческая перспекти ва. Чувствуется учет общих проблем, волнующих нас сегодня. Тем более удивительна запальчивость и раздраженность, с какой повесть Г. Бакланова «Пядь земли» была встре чена .при появлении в свет некоторыми критиками. Редкостную путаницу и сме шение всех и всяких понятий продемон стрировал, в частности, Юрий Барабаш в своей статье «Большой мир «малень кого» человека». В основе замысла «Пя ди земли» критик усмотрел проявление вполне тривиальной концепции «малень кого человека», втянутого в «страшный водоворот войны, человека, в судьбе ко торого решающую роль играют и какие-то не понятные ему могущественные силы, и слепой случай, и извечные инстинкты, но менее всего — сознательное нача ло...» Ясно, что такая «концепция», мно гократно опровергнутая задолго до статьи Ю. Барабаша, ни к чему хоро шему привести не могла. Приговор по следовал незамедлительно: «...Бакланов во многом сузил, обеднил мир, в кото ром живут и борются его герои, призем лил их. «осереднячил», сделал игруш кой судьбы, щепкой в бурном море ис тории. Писатель, видимо, думал о глубо ком проникновении в душу простого во ина, рядового героя, стремился показать ее сложность и неподдельную красу, но получилось другое — повесть о «ма леньком человеке» на войне, человеке заурядном, озабоченном главным обра зом одним: либо я фашиста, либо фа шист меня...» («Известия». 13 ноября 1959 г.). Нет необходимости вступать в специ альную полемику с критиком, способным назвать белое черным, а черное белым. Повесть Г. Бакланова «Пядь земли» не станет хуже от того, что Юрий Барабаш о ней неважного мнения. Чи татель же по достоинству оценит та лантливое произведение, минуя сомни тельное посредничество критика. Заслу живает некоторого внимания лишь конец приведенной цитаты из статьи Ю. Бара баша. И уже безотносительно к повести Г. Бакланова. Нам, признаться, никогда еще не доводилось встречать в печати столь брезгливо - пренебрежительного мнения о бойце Великой Отечественной войны, «озабоченного, как пишет Ю. Барабаш, главным образом одним: либо я фашиста, либо фашист меня...» Да, главным образом этим был озабо чен в течение четырех лет войны со ветский воин: «либо я фашиста, либо фашист меня». В этой короткой форму ле выражена самая суть того историче ского деяния, которое выпало на долю советского человека. Мы знаем, сколь ких миллионов жизней стоило это дея ние. И мы знаем, какая мрачная и тра гическая перспектива открылась бы пе ред человечеством, если бы советский человек не сосредоточил все свои силы, способности, волю на одном: доконать фашиста, не дав ему победить и уничто жить себя! И вот, — невероятно. но факт! — находится критик, который эту сосредоточенность бойца на главном, что составляло цель и смысл его борь бы, объявляет чуть не проявлением за урядности, серости, «середнячества», если пользоваться красотами термино логии Ю. Барабаша. По своей общей концепции человека повесть Г. Бакланова «Пядь земли», как и другие книги советских писателей, принципиально отличается от буржуаз ного антивоенного романа, даже в са мых лучших его образцах. В критике раз давались не очень внятные голоса о «ремаркизме» Г. Бакланова и других писателей, обнажающих кровавые под робности войны. Это мнение основано отчасти на недоразумении, а отчасти на ханжестве. Ибо надо проглядеть основное героическое начало в книгах советских писателей, чтобы поставить их на одну доску с произведениями, не выходящими за рамки буржуазного пацифизма в протесте против ' вой ны. Надо совершенно пренебречь поэ зией социалистического коллекти визма. чтобы спутать эту поэзию с фатальной драмой социального одиноче ства и разобщенности людей, столько раз уже представленной в талантливых книгах Хемингуэя, Ремарка. Моравиа, не говоря уже о менее крупных писате лях Запада, идеализирующих социаль ное одиночество и разобщенность и воз водящих этические нормы буржуазного общества в закон общечеловеческого бытия. Утверждая справедливый характер великой освободительной войны совет ского народа против фашизма, лучшие произведения современной прозы несут на себе печать новой исторической эпо хи. Ее главным девизом становится при зыв: мир без войны на вечные времена!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2