Сибирские огни, 1960, № 5
ветских людей. Индивидуальные пережи вания Мотовилова находят глубокую аналогию в чувствах, испытанных массой бойцов на войне. Рассказчик в «Пяди земли» не отде ляет себя от остальных, а говорит одно временно и о них и от своего имени. В этом сочетании задушевного личного то на с объективным рассказом о товари щах по оружию и судьбе заключается главная впечатляющая сила повести Г. Бакланова. С первых же ее страниц рассказчик как личность прочно завоевы вает наши симпатии. Он достоин тех, от чьего имени ведет рассказ. И как раз это исключает для него всякую возможность малейшей идеализации собственного по ведения. Герой выступает перед нами таким, каким он видит себя перед своей собственной совестью, не стремясь пока заться ни лучше, ни хуже того, что он есть в действительности. С бесстрашием полной искренности отмечает он каждый свой неверный шаг, каждое мелкое или тщеславное побуждение, которое способ но шевельнуться в его душе. И одним этим — в нравственном смысле — ока зывается выше собственных недостатков и слабостей. Вот, например, глава о военной субор динации, в которой лейтенант Мотовилов тоже занимает свою ступеньку. И это об стоятельство кладет свои черточки на его характер. Мотовилов бесконечно далек от того, чтобы жить тщеславными помыс лами человека, и на войне заботящегося о своей служебной карьере. Но известие о предстоящем повышении приятно ще кочет его самолюбие. «Все же странно устроен человек. Вот и не нужно мне это: кончится война, бу ду жив —- демобилизуюсь ведь, а все равно приятно. Я даже сразу добрей ста новлюсь». Не найдя себя в списке награжденных, Мотовилов в штабе дивизиона испыты вает острое чувство досады — будто его ограбили. Потом он долго будет стыдить ся этого чувства. Среди награжденных не оказалось — в который раз ■— и сол- дата-связиста Шумилина. Он хотя не со вершил геройских подвигов, но лучше многих на войне узнал, почем фунт лиха. С начала войны прошел и прополз со сво ими катушками тысячи километров, а вот награды так и не выслужил до самой смерти. И этот факт не проходит мимо сознания героя. Для Мотовилова это еще один урок справедливости на войне. «Странно, как многое из того, что не имеет цены там, на плацдарме, здесь ста новится важным. Мы ни разу не говори ли там об орденах, а сейчас не нашел себя в списке и рассердился. Перед кем, правда, неловко, так перед стариком Шу милиным. Он, конечно, ничего не скажет и виду не подаст, но, пожалуй, даже луч ше, что меня нет в списке, по крайней мере не так неловко перед ним». Столь же неловко герою улавливать иногда в своем отношении к подчиненным те же нотки ненужной резкости, раздра жительности, которые так задевают его самого в начальственном тоне командира дивизиона Яценко. Ведь легче всего со рвать досаду на безответном перед тобой человеке. Но даже самая малая неспра ведливость по отношению к тому, кто завтра может стать мертвым, никогда уже не загладится и потому не имеет мо рального оправдания. Война открыла новые измерения внутренним качествам людей. Выше, строже, человечнее становятся нравст венные критерии, с которыми подходит герой Г. Бакланова и к самому себе и к окружающим. В истории неразделенной любви Мотовилова к Рите Томашевой эта высота нравственной оценки чело века проявилась, может быть, с наи большей отчетливостью. Мотовилов ста новится свидетелем чужой любви, сох ранившей в самых суровых и жестоких обстоятельствах войны всю полноту че ловеческого обаяния. Но когда гибнет от шального снаряда комбат Бабин, окончательно угасает последняя надеж да, смутно жившая в душе героя. Он убеждается, что никогда не сможет за местить в душе Риты того человека, которого она так беззаветно полюбила и так скоро потеряла на войне. Сдержан но, лаконично, со сдавленным в себе чувством замыкается лирическая тема повести, замыкается мыслью о чужой звезде, которая когда-то казалась герою близкой, своей, и почему-то напоминала о Рите... «Ночью снимается с позиций и уходит вперед пехота. Рита уходит вместе с батальоном. Я даже не иду прощаться. Так тяжело на душе, и так за нее больно! Всю ночь над высотами, теперь уже позади нас, ярко горит желтая звезда, и я смотрю на нее. Наверное, ее как-то зовут — Сириус, Орион... Для меня это все чужие имена, я не хочу их знать». Как в духовный мир каждого челове ка входит опыт всей его оставшейся за плечами жизни, так в сознании Мото вилова включаются подробности его лич ной биографии. Черточки этой биогра фии накапливаются в повести незамет но. естественно, с той же прихотливой закономерностью, с какой возвращает ассоциативная человеческая память со бытия и образы прошлого. Внутренний мир героя начинает от крываться с самых интимных и близ ких каждому человеку вещей. На войне обновилось сыновнее чувство героя к матери. Другими, широко открытыми глазами взглянул он на материнские труды, заботы, переживания; все чаще вспоминаются ему обиды, причиненные ей. К матери обращен центральный ли рический монолог повести, утверждаю щий мысль о нераздельности судьбы че ловека и судьбы поколения. Герой соз нает, что никто не заменит матери уби того на войне сына. «Меня мог бы заме
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2