Сибирские огни, 1960, № 5
Чив, чив, чив!.. Только б не в голову! Всей кожей го ловы чувствую, как могут попасть. Пиу!.. Пиу!.. Пиу!.. Эти уже свистят поверху. Осторожно приоткрываю один глаз и тут же зажму риваюсь от вспышки. Вот он откуда бьет! На переднем скате высоты — крошечный холмик, яблоня, и в круглой тени ее — •окоп. Не могу удержать дрожь глаза, когда там бьются белые вспышки. Хочет ся зажмуриться. Лучше не видеть, как по тебе стреляют. Впереди меня, у края воронки,— ка ким-то образом уцелевший желтый под солнух: смотрит на солнце, отвернувшись о т немцев. Фьють! — падает шляпка. Фьють! — падает стебель, перебитый у основания. Я лежу на неудобно подогнутых руках, щекой, плечами прижавшись к земле. С земли высота кажется огромной, толь ко краешек неба виден над ней. Я стара юсь запомнить место, где сидят пулемет чики. чтоб из кукурузы, откуда оно бу дет выглядеть иначе, узнать его. Если он не попадет в меня и я добегу до кукуру зы, тогда уж он будет в моем положе нии: против артиллерии, бьющей с за крытой позиции из-за Днестра, пулемет чик то же, что я, безоружный, сейчас против него. Из суеверного чувства я стараюсь не думать о том. что будет с пулеметчиком, если я останусь жив и до бегу до кукурузы». На первый взгляд, такой метод при стальной психологической детализации переживаний человека, стоящего лицом к лицу со смертью, дегероизирует его об лик. Ведь отмечены все противоречия и колебания его чувств, все импульсивные движения, вызванные сознанием смер тельной опасности. На самом же деле этот метод обнажения психологической правды поступков высоко поднимает смысл героического. Воочию открывается реальное напряжение борьбы. Познается цена подлинного усилия сознательной че ловеческой воли, торжествующей над чувством страха и инстинктом самосохра нения. Исследование героического дей ствия распространяется на сферу самых глубоких и потаенных мотивов, управля ющих поведением человека. Высокое мужество героев Г. Баклано ва проявляется скромно., без крикливой позы, без выспренности и риторики. Оно прекрасно само по себе и не требует внешних, поверхностных украшений. Му жество стало массовым, оно проявляется в форме постигнутого до тонкости воин ского опыта. Уроки войны показали всю силу стойкости советского бойца, его способность применяться к самым тяже лым обстоятельствам, его огромную вы носливость и цепкость. По эпизодам, раз вернутым в «Пяди земли», можно учить ся искусству воевать, В сюжете очень небольшой по объему повести охвачены все или почти все основные виды совре менного боя. Будни неподвижной пози ционной обороны, шквалы артиллерий ских налетов, грозная танковая атака врага, неудержимый порыв последней контратаки — все это написано Г. Бак лановым с захватывающей осязаемостью, настоящего искусства. Картины войны приближены вплотную к воображению читателя. Читатель становится если не участником, то очевидцем сражения на плацдарме, переживая каждый его эпи зод, испытывая всю горечь поражения и все торжество победы. И кажется, будто мы сами стоим на обугленной черной земле, обожженной ог нем и изуродованной разрывами, и вместе с героем повести видим мир таким, ка ким его делает война. «Я глянул вверх и увидел над собой солнце. В черном дыму стояло над плац дармом слепое, расплывшееся солнце». Поистине надо носить в крови и на всю жизнь впечатления войны, чтобы не забыть это слепое, расплывшееся в чер ном дыму солнце, чтобы увидеть звезды нашей Галактики на дне бомбовой ворон ки и зачерпнуть их котелком вместе с ржавой водой! Всестороннее уточнение обстоятельств человеческого бытия на войне не являет ся для Г. Бакланова самоцелью. Оно становится лишь первым необходимым условием более глубокого познания са мого человека. Именно конкретная человеческая лич ность во всем богатстве ее жизненных связей и отношений оказывается в цент ре повести «Пядь земли». Перед нами характерный образец прозы лирического типа, преломляющей весь жизненный ма териал через мировосприятие главного героя. Его впечатления, мысли, поступки освещены изнутри, они стали предметом глубокого лирического самораскрытия. Мир героя вобрал в себя все то. что при объективном повествовании находится в поле зрения автора. Перед автором ос тается лишь одна задача: сохранить мир героя во всей его психологической цело стности. Г. Бакланов последовательно осуществляет эту трудную художествен ную задачу. Поразительно верно найден общий тон повести. Исповедь о себе включила яркий рассказ о других^ Здесь и эпизоды фронтовой товарищеской спай ки, роднящей командира с его солдата ми — Васиным, Синюковым, Порохонько. Здесь и история пожилого солдата Шу милина, прошедшего через всю войну и погибшего из-за трусости жалкого отще пенца. Здесь и повесть о трагически обо рвавшейся жизни комбата Бабина, че- ловека широкой натуры и отважной души. Характер центрального героя Мотови- лова становится ясным лишь в его не посредственных отношениях к другим лю дям. Чем глубже раскрываются эти от ношения, тем отчетливее обнажается слитность и связь человеческих жизней, высокий коллективизм, соединяющий со
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2