Сибирские огни, 1960, № 5
только на войне так по-мирному пахнут травы. Над нами черное небо и крупные юж ные звезды — чьи-то солнца. Когда я воевал на Севере, звезды там были си неватые, мелкие, а здесь они все яркие, словно отсюда ближе до звезд. Дует ве тер, и звезды мигают, свет их дрожит. А может быть, правда, есть жизнь на какой-то из этих звезд?» Так уже в первых деталях обстановки и в первых размышлениях двадцатилет него лейтенанта Мотовилова, от имени которого ведется повесть, намечается какое-то внутреннее соотношение между жизнью на крохотном плацдарме, при давленном к берегу Днестра, и огром ностью вселенной, глядящей на людей своим звездным небом. А .может быть, и в самом деле на какой-то из этих звезд есть своя жизнь? Возникшее соотношение несоизмери мых величин устанавливается через ми ровосприятие рассказчика. Оно вобрало в себя и мысль о далекой звезде и буд ничные заботы бойца на переднем крае, только ночью получившего возможность вздохнуть всей грудью и встать на земле во весь человеческий рост. Найденный интуицией художника принцип связи ве ликого и малого, всеобщего и интимного становится важнейшим структурным принципом построения повести «Пядь земли». Этот принцип подчиняет себе всю логику постепенно развертывающегося содержания повести, определяет общее движение ее поэтической идеи. Мир, пре ломленный через героя, обрел новый, не обычный масштаб. Передвинулись и вста ли на особое место горизонты видимого и мыслимого. Соотношения между ними обновились и приобрели новую законо мерную форму, связи. «Когда кончится война и люди будут вспоминать о ней, наверное, вспомнят великие сражения, в которых решался исход войны, решались судьбы человече ства. Войны всегда остаются в памяти великими сражениями. И среди них не будет места нашему плацдарму. Судьба его — как судьба одного человека, когда решаются судьбы миллионов. Но мы этот плацдарм запомним». Так определяется в повести «Пядь земли» ее видимый горизонт. Километр в глубину и полтора километра по фрон ту. Впереди немецкие высоты, с которых простреливается почти каждый метр земли. А позади за Днестром начинаются тылы. Там уже все не так, как на плац дарме. Там совсем иначе строится вся жизнь. Жизнь на плацдарме как бы сгустила в себе все то особенное, что вносит война в существование людей. Здесь нельзя хо дить во весь рост, как привыкли люди ■ходить по земле. Нельзя свободно выку рить папиросу, так как немец бьет и на дым. Здесь особую цену получает еда: пронести ее под огнем стоит крови. Здесь не так бодрствуют и не так спят, как обычно. Здесь особой мерой измеряется время. Самые элементарные понятия из менили здесь свое привычное значение и привычный смысл. «Через равные промежутки бьет тяже лая немецкая батарея, наши отвечают из- за Днестра через нас. Почему-то под зем лей разрывы всегда кажутся близкими. Это так называемый тревожащий огонь, всю ночь, до утра. Интересно, что до вой ны люди страдали бессонницей, жалова лись: «Не мог целую ночь уснуть: у нас под полом скребется мышь». А сверчок, так тот был целым бедствием. Мы каж дую ночь спим под артиллерийским об стрелом и просыпаемся только от вне запной тишины». Через всю повесть Г. Бакланова про ходят черточки психологических сопо ставлений: как чувствовали себя люди до войны и как они будут чувствовать себя после нее в сравнении с тем, что прихо дится испытывать им на войне. Иначе говоря, неповторимость жизни на войне выступает во всей своей психологической рельефности. И вот это особенное, неповторимое, что было пережито миллионами бойцов, сражавшихся на переднем крае, становит ся в «Пяди земли» ближайшим объектом художественного анализа. Результаты этого анализа говорят сами за себя. Пи сатель как бы открыл перед нами «мик ромир» войны. Особый мир со своими законами, своей психологией, своим ни на что не похожим бытом. Все. из чего складывается ратный труд бойцов и их тяжкий военный быт, Г. Бакланов, по добно исследователю, разлагает на мель чайшие составные элементы. Именно по этому так укрупняется каждая жизнен ная подробность, становится таким весо мым и значительным каждое пережива ние и ощущение, испытанное героем. Вот характерная глава о единоборстве героя с немецкими пулеметчиками. Надо перебежать под огнем только шестьдесят метров до закрытого наблюдательного пункта. На эту перебежку он решается по своей, собственной инициативе. Ему ни кто не приказывает, и никто над ним не стоит. Он мог бы послать вместо себя подчиненного, и тем не менее бежит сам. Но каких волевых усилий, какого опы та и мастерства требует одна только эта перебежка! «Еще раз оглядываю высоты, занятые немцами. Тихо. Выскакиваю из окопа и бегу. Ветер кидается навстречу. Нечем дышать. Впереди — воронка. Только бы добежать до нее! Не стреляет... Не стре ляет... Падаю, не добежав! Сердце коло тится в горле. Пиу!.. Пиу!.. Чив, чив, чив!.. Словно плетью хлестнули по земле перед самой воронкой. Отдергиваю ру ки — так близко. Дурак! Не надо было шевелиться. Изо всех сил вжимаюсь в землю. Она сухая, каменистая.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2