Сибирские огни, 1960, № 5
кается повесть «Последние залпы», зву чит неутихающая, живая боль совре менника за судьбы тех, кто недожил, не- дострадал, недолюбил своего из-за вой ны. В последних повестях Ю. Бондарева уже„ отчетливо сложился его писатель ский стиль. Это стиль сжатой драмати ческой прозы, развивающейся энергично и остро. Писателю удается сочетать дей ственность сюжета с развернутой дета лизацией описаний, воссоздающих мир войны в специфических красках, запа хах, звуках, доступных ощущениям че ловека. «Я убежден, — писал Ю. Бондарев,— что наше стремительное время — это время коротких, строгих по языку рома нов и повестей, размером десять-двенад- цать листов. Мы должны запечатлеть правдивые детали жизни, события и «воздух» эпохи. Впоследствии по нашим книгам будут написаны великие эпопеи». Едва ли эта мысль может быть при нята в ее абсолютном значении. В искус стве не бывает общих рецептов, годных для всех. Но, несомненно, что Ю. Бон дарев чутко уловил ту потребность в ху дожественных формах времени, которые преобладают в молодой современной про зе, настойчиво ищущей новых путей. 5 «Неужели кончится война и с такой же легкостью, с какой проглянуло сей час солнце, забудется все? И зарастут молодой травой и окопы, и воронки, и память?» Таким вопросом завершается одна из глав повести Григория Бакланова «Пядь земли». Этот затаенно-тревожный вопрос героя возник не случайно. Идут годы, до неузнаваемости меняется облик тех мест, где полыхали сражения. В жизнь всту пили новые поколения, для которых вой на уже стала историей. Люди не живут прошлым, и оно постепенно уходит из их жизни. И кто донесет до будущих поко лений невероятность происходившего? Кто сбережет те порывы духа, которые были проявлены людьми в их великой борьбе? И можно ли все сберечь и донес ти? Ответ на эти вопросы заключен в са мом содержании повести Г. Бакланова. «Можно забыть все, не вспоминать о пережитом годами, но однажды ночью на степной дороге промчится мимо грузовая машина с погашенными фарами, и вместе с запахом пыльных трав, бензина, вместе с обрывком цесни и ветром, толкнувшим в лицо, почувствуешь: вот она промча лась, твоя фронтовая юность. И снова все ярко встанет перед глазами, потому что оно в крови у нас на всю жизнь...» Минувшее не должно быть забыто ра ди грядущего. И именно искусству дано сохранить то, что пережили и перечувст вовали миллионы людей на войне. По весть Г. Бакланова «Пядь земли» как раз и является документом поразительно верной, безошибочной художественной памяти. Первый признак и первая черта настоящего таланта. «Талант— редкость. Надо его система тически и осторожно поддерживать», — считал В. И. Ленин. Следуя этому заве ту, мы обязаны не только внимательно отнестись к таланту писателя, но и опре делить самый характер таланта, понять, в чем его сила, уловить ту особую худо жественную задачу, на решение которой он сложился. «Пядь земли» не является литератур ным дебютом Г. Бакланова. Уже пред ыдущая его повесть «Южнее главного удара» обратила на себя внимание неза урядными литературными достоинствами. Построенная как цикл рассказов об от дельных персонажах (главы «Товарищи», «Старшина Пономарев», «Первый бой». «Леонтьев» и другие), эта повесть живо воспроизводила эпизоды боев у венгер ского озера Балатон. Как и в повестях Ю. Бондарева, судьбы героев прослеже ны здесь в тесной связи с ходом одной военной операции.' Это не изображение войны в ее общем движении и не случаи из жизни отдельных лиц. Это именно эпизоды войны. Взгляд автора сконцент рирован на сравнительно узком собы тийном плацдарме, но зато анализ воен ных эпизодов дан очень подробно, с хо рошим знанием деталей и специфики фронтовой обстановки. Однако при всей живости описаний очерковая манера вела Г. Бакланова к эскизности в обрисовке людей. В анализе психологии и бытия героев автор повести «Южнее главного удара» не подымался еще до значительных художественных открытий, до собственной философии че ловека на войне. А это в свою очередь ограничивало возможности обновления хорошо известной по литературе жизнен ной проблематики. В повести «Пядь земли», развив луч шее из того, что было заложено в его предыдущем произведении, Г. Бакланов нашел себя как художник. Талант освобо дился от традиционности, сковывавшей его формы. Писатель заговорил от себя и о своем с такой искренностью и силой проникновения в суть вещей, которые сразу же выдвинули повесть «Пядь зем ли» в число лучших произведений нашей литературы об Отечественной войне. С первых же строк определяется не повторимая лирическая интонация по вести. Это рассказ о войне, преломленной через сознание и душу ее рядового уча стника. «Жизнь на плацдарме начинается ночью. Ночью мы вылезаем из щелей и блиндажей, потягиваемся, с хрустом раз минаем суставы. Мы ходим по земле во весь рост, как до войны ходили по земле люди, как они будут ходить после войны. Мы ложимся на землю и дышим всей грудью. Роса уже пала, и ночной воздух пахнет влажными травами. Наверное,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2