Сибирские огни, 1960, № 5
лам неписаного кодекса офицерской доб лести. Новиков почти что ровесник Алешина, но между их характерами яв ственно ощущается дистанция зрелости, порожденная различиями жизненного опыта. «Алешин молчал, брови слегка хму рились, каштановые волосы наивно ле жали на незащищенно чистом лбу, от крытом сдвинутым назад козырьком фу ражки. Но весь вид его не был беспеч но лихим, как давеча, когда после боя пришел он от орудия весь налитый ра достью молодого тщеславия— расчет его подбил четыре танка. И Новиков поду мал: они недалеки друг от друга по го дам, но что-то резко отделяло их. просто он чувствовал себя гораздо старше Алешина, и странная, с горечью неж ность шевельнулась в нем. Он сохранил то, что потерял я — жить по первому впечатлению. А это признак молодости. Как он это сохра нил? Может быть, потому, что он год был рядом со мной и смог сохранить то, что я терял?» Новиков с характерной для него не сколько рассудочной склонностью к оценке своих поступков точно формули рует реальные отличия психологических типов, определившихся на войне. Но он не схватывает всей противоречивости стремительного процесса возмужания и повзросления человеческой души. Кроме каких-то утрат естественного для молодости эмоционального опыта, главным образом, его радостных и свет лых сторон, поколение Новикова полу чило такие возможности нравственного обогащения и развития, которые не мо гли бы дать годы обычной, нормальной жизни. В этом смысле ощущение Нови кова, что он по-настоящему еще «не жил», — ошибочно. Нет, он жил, жил небывало напряженной, стремительной жизнью, дающей огромный психологиче ский и моральный опыт. Пристально всматриваясь в поступки Новикова, Ю. Бондарев еще не захва тил во всей глубине и оттенках общее движение его мысли. История духовного становления центрального героя вынесе на как бы за рамки повести. Прошлое Новикова действительно можно «уло жить в одну строчку». Но это только по тому, что оно мало интересует самого писателя. Духовная организация челове ка в ее психологической изменчивости, подвижности, пока еще не привлекает специального внимания Ю. Бондарева. И это ощущается как известный недос таток. Дело здесь, разумеется, не в том, что в повесть не вписана подробная био графия Новикова. Такая биография ед ва ли нужна в динамичном по ритму повествовании. Речь идет о сравнитель ной бедности, однолинейности ассоциа тивных связей человека с тем миром, который близок ему духовно. Именно в воссоздании внутренних реалий этого мира всего ощутимее чувствуются сла бости авторского письма. Характер Новикова четко намечен, но ему не хватает психологической объ емности законченного образа, не хвата ет того, что Гоголь называл «полным воплощением в плоть», когда по одному движению с поразительной ясностью ви ден весь человек. Показательно, что в лирических си туациях повести характер Новикова поч ти не обогащается новыми гранями; он остается неизменно равным самому се бе. А ведь по замыслу именно любовь к женщине должна была вернуть герою утраченное ощущение молодости, ощу щение непосредственности, небывалой свежести и остроты чувств. Преодоле ние отчужденности Лены и близость к ней должны были стать для Новикова одновременно и преодолением какой-то односторонности развития собственной души. Но это обновление героя, до вре мени утратившего молодость, осталось скорее в замысле, в сюжетных возмож ностях повести, но не в ее непосредст венном образном воплощении. Эмоцио нальная сторона всех перипетий внут реннего сближения Новикова и Лены описана в «Последних залпах» скупо и. надо сказать, далеко не в силу художе ственных возможностей Ю. Бондарева. В короткой истории любви Новикова и Лены по-настоящему глубокое впечатле ние оставляет лишь финал, трагически завершающий всю повесть. Герой узна ет интимную близость к женщине всего лишь за несколько часов до смерти. Эпохи человеческого бытия сместились, весь срок, отпущенный человеку судь бой, оборвался по существу на самой заре жизни. Гибель Новикова во время сокруши тельного огневого налета дана в «Пос ледних залпах» глазами Лены. Перед самым боем она взяла починить его ра зорванную гимнастерку и не успела этого сделать. Все произошло на ее гла зах. «Дым снова разодрало ветром, что-то белое по-прежнему ничком неподвижно лежало на бруствере. И тогда, переведя взгляд на гимнастерку, пусто лежав шую у ее ног с разорванным, незаши- тым рукавом, она вдруг поняла все. И, с ужасом схватив гимнастерку, пахну щую им, прижимая ее к лицу, комкая ее, зарыдала жаркими, обжигающими слезами, вся вздрагивая, крича что-то, моля о справедливости». Одной-единственной деталью Ю. Бондарев передал всю резкость разры ва состояний между жизнью, еще сох ранившейся в запахе человеческого по та, и пустотой небытия. Это ощущение, прошедшее, как удар тока, через потря сенное сознание героини, приоткрывает подлинную глубину трагедии человече ской гибели и трагедии непоправимой утраты. В скорбных мотивах, которыми замы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2