Сибирские огни, 1960, № 5
ли вырвать необходимые сведения. По сле короткой борьбы он гибнет, получив несколько пуль в лицо. Перед смертью Овчинников встает во весь свой челове ческий рост и умирает так, как подоба ет бойцу. Моральная вина героя, возмездие, уготовленное ему судьбой, и мужест венное искупление вины — все это в по вести Ю. Бондарева развивается есте ственно, одно из другого, создавая ощу щение стремительного бега событий и необычайной, трагической скоротечности жизни человека на войне. Смерть капитана Новикова заверша ет развитие другого мотива той же тра гической темы «Последних залпов». Поступками Новикова движут отнюдь не мелколичные мотивы и побуждения. Он начал войну почти совсем еще маль чиком ополченцем. На его глазах немцы расстреляли пятитысячную колонну во еннопленных. Новиков остался в живых. За несколько лет войны его характер приобрел мужественную твердость, же сткую и непреклонную. Новиков резок и прям в обращении с людьми. Логика войны, каждодневная ответственность за жизнь и смерть других выработали в нем особое чувство суровой справедли вости, исключающей всякую мягкость и непоследовательность. «Он часто не признавал ничего наро чито ласкового — был слишком молод и слишком много видел недоброго на вой не, человеческих страданий, отпущенных судьбой его поколению. Он никогда не задумывался, любили ли его солдаты и за что. Он порой был недобр к ним и не добр к себе. Все, что могло быть пре красным в мирной человеческой жиз ни, — чистая доброта, любовь, солн це,— он оставлял на после войны, на будущее». Этот авторский комментарий является своего рода программой образа. Но чем последовательнее выдерживается эта программа, тем ощутимее обнажаются некоторые внутренние несоответствия авторского замысла с воплощенным ха рактером. Представление о том, что вой на начисто исключает из обихода лю дей «все, что могло быть прекрасным в мирной человеческой жизни», —- то есть наиболее глубокие проявления че ловечности, не больше чем иллюзия. Эту иллюзию, основанную, однако, на реальных противоречиях бытия человека на войне, разделяет отчасти и сам автор. Отсюда идеализация таких сторон характера Новикова, которые при более глубоком взгляде осознаются как его слабость. В сознании Новикова идея долга — основная идея, движу щая всеми его поступками, — стал кивается с представлением о человеч ности, с представлением о «чистом доб ре», для которого на войне, казалось бы, нет места. И во имя понятого таким образом долга герой подавляет в себе некоторые истинно человеческие побуж дения, оставляет их «на после войны, на будущее». В этой преждевременно развившейся жесткости характера таит ся известный недостаток, какая-то одно сторонность, неполнота личности. Характерно, что эту черту Новикова острее всего чувствует Лена, чувствует именно как женщина, особенно чуткая к добру в людях, ожидающая наперекор всей грубости фронтового быта прояв ления наиболее глубоких, естественных и цельных человеческих чувств. Поэто- му-то на первых порах она встречает с такой резкой неприязнью и вполне от кровенные побуждения Овчинникова, же лавшего ее близости, и подчеркнутую, придирчивую сухость Новикова, тщетно стремившегося в отношениях с ней ни в чем не нарушить уставного регламента, связывающего командира и подчиненно го. Научившись во всем следовать веле нию военной необходимости, Новиков еще не созрел настолько, чтобы соеди нить это высоко развитое чувство долга с многосторонним опытом человека, по знавшего жизнь, остающегося и на вой не самим собой, человека, которому от крыта истинная цена всего действитель но человеческого. «По-настоящему я не жил,— откровенно сказал Новиков. — Нет, нарочно я под пули не лезу. Просто иначе нельзя. Всю жизнь, иногда кажет ся, воевал. Где-то там, в бездне лет. один курс горного института, книги, настоль ная лампа. Прошлое можно уложить в одну строчку. В настоящем одни подби тые танки. Не уложишь в страницу». Новикову кажется, что он еще не по знал вкуса плодов жизни. Война же предлагала ему одни только терпкие плоды. Это ощущение таит в себе нема лую долю правды. Горькой правды по коления, которое вступило в жизнь сквозь пламя войны. Блажен, кто смолоду был молод, Блажен, кто вовремя созрел.. Поколение, к которому принадлежат герои повести Ю. Бондарева, смолоду стало взрослым, оно созрело до времени, в лихую годину и грозный час. И это наложило свою печать на самосознание и духовный склад поколения. В судьбе Новикова, как бы обобщив шей в себе долю его сверстников, Ю. Бондарев настойчиво развивает мотив преждевременно утраченной на войне молодости. Эта лейтмотивная мысль по вести отчетливо раскрывается через со отношение характеров Ноцикова и Алешина. Алешин — совсем еще юный офицер, сохранивший всю непосредственность поступков и чувств восторженного вы пускника военной школы. В чем-то он очень напоминает младшего лейтенанта Ерошина из повести «Батальоны просят огня». Та же чистота взгляда на мир, та же наивность в отношениях с людьми, то же стремление во всем следовать прави
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2