Сибирские огни, 1960, № 5
зева. На его плечах лежит вся тяжесть ответственности за принятые решения и за исход операции в целом. В отдельном издании повести «Ба тальоны просят огня» (1958) Ю. Бонда рев существенно уточнил детали, под тверждающие, что решение Иверзева о переброске всех огневых средств на ре шающий северный плацдарм было обус ловлено реальной сложностью объектив ных условий и обстановки. Но каковы моральные и психологиче ские результаты этого трудного реше ния? Как оно отразилось в душе само го Иверзева? На эти вопросы Ю. Бон дарев не смог дать вполне убедительно го и последовательного ответа. Автор ское отношение к Иверзеву как типу командира и человека колеблется в по вести между осуждением и оправданием. Последнее торжествует в финале, но без достаточных оснований. Несмотря на все уточнения, внесенные в новый вариант повести, автор так и не смог эмоционально, логикой искусства скло нить читателя на сторону человека « с холодным, непроницаемым лицом, с тем самым выражением надменной непрек лонности, какое видели всегда подчи ненные и которое вызывало у них не приятное к нему чувство...» Ю. Бонда рев как бы остановился на пороге труд ной задачи. Самые глубокие мотивы по ступков Иверзева не исследованы с той же проницательностью и остротой, как это сделано по отношению к другим ге роям. Внутренние противоречия книги «Ба тальоны просят огня» по-своему харак терны. Эти противоречия повести (осо бенно ее финала) уже были отмечены в критике. Правда, выводы при этом де лались самые неожиданные. Арк. Эль- яшевич в качестве панацеи предложил даже такой «настоящий выход из труд ного положения»: «батальоны, просив шие огня, батальоны, нуждавшиеся в поддержке, должны были получить ее. Мы не знаем, — рассуждает Арк. Эль- яшевич, — помогло ли бы это им, но образу Иверзева принятие такого реше ния очень бы помогло. Оно вернуло бы ему ту типичность, которой столь недо стает этому персонажу в сегодняшнем варианте повести. Оно сняло бы с про изведения натуралистический отпечаток — «и так бывает». Оно сообщило бы сю жету книги подлинный реализм» («Звез да», 1958, № 8). Критик с готовностью предлагает писателю воспользоваться нехитрой лазейкой для выхода из тра гических, но вполне реальных коллизий действительности. Батальоны просили огня? Обстановка сложилась так. что они не смогли получить поддержки? Существует логика обстоятельств вой ны, не зависящая от самых лучших на мерений отдельных людей? Чепуха! Вздор! Стоит писателю из менить обстановку, превратить порок в добродетель, а тяжелое препятствие — в дар судьбы, и все повернется легко, просто и приятно! Если не для погибших батальонов, то по крайней мере для критической статьи, клеймящей правду, как «натуралистический отпечаток», а увертку от правды сбывающей за «под линный реализм». Методология сюжетных превращений, намеченная Арк. Эльяшевичем, могла бы увести очень далеко. Далеко и от прав ды, и от подлинного реализма, и от нравственной ответственности писателя за то, что выходит из-под его пера. Этот легкий путь совершенно исключен для честного художника, верного памяти тех людей, которые после яростной борьбы погибли, до конца выполнив свой воин ский долг. Подлинное совершенствова ние талантливой, хотя и неровной, пове сти Ю. Бондарева вовсе не требовало отказа от трагической темы или приглу шения ее, к чему фактически толкали автора некоторые критики. Мужествен ное и сильное звучание трагических мо тивов как раз и составляет живую душу повести «Батальоны просят огня», ее реальный вклад в развитие современной военной прозы. 4 Трагической теме Ю. Бондарев ос тался верен и в новой своей книге «Пос ледние залпы», опубликованной в 1959 году. Это повесть о цене последних усилий в борьбе со смертельно агонизи рующим врагом, повесть о трагической, оборотной стороне великого часа побе ды. В «Последних залпах» герои раскры ваются в тот решающий для них момент, когда война подходит к концу и все нравственные вопросы, стоящие перед человеком в военное время, приобрета ют особую остроту. В окопе переднего края перед рассве том завязывается один из бесчисленных разговоров, которыми жила армия нака нуне победы. «Звездная, неестественно тихая ночь, со свежестью, крепостью горного возду ха, с осторожным шелестом трав, вли лась в накуренный блиндаж. Блеск крупной звезды синим огнем дрожал, струился над бруствером. — Молчат и ждут, — проговорил Но виков задумчиво. Потом спросил не обо рачиваясь: — У тебя нет такого чувства, что война скоро кончится? В Венгрии . Второй Украинский вышел на Тиссу. В Югославии наши танки на окраине Бел града. Скоро конец... Овчинников не пошевелился в глуби не блиндажа, не вышел оттуда, только жарко разгорелся, подсвечивая его тон кие губы, огонек папиросы, ответил ко ротко: — Нет. Но этот ответ был ложью. Овчинни 12 . «Сибирские огни» № 5.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2