Сибирские огни, 1960, № 5
с такой же силой и остротой, как в произ ведениях Ю. Бондарева, были бы пере даны ощущения человека, испытанные им во время современного боя. Повести «Батальоны просят огня» и «Последние залпы» несут в себе резкие черты и при меты неповторимой батальной атомосфе- ры, характерной для минувшей войны. К познанию героического в поведении людей на войне Ю. Бондарев идет через обнажение реального. Героизм осознает ся писателем не как категория исключи тельного, не как идеальное качество из бранных лиц, но как проявление повсед невной воли обыкновенных людей, выпол няющих в бесконечно тяжелых обстоя тельствах войны свой гражданский и че ловеческий долг. Героическая тема повести воплощена в целой портретной галерее офицеров и бойцов батальона. Беспечно-отчаянный шофер Жорка Витьковский, ездовой Скляр, сержант Кравчук, братья-близне цы Березкины, офицеры Кондратьев, Орлов, Бульбанюк и многие другие эпи зодические лица надолго остаются в па мяти своими резко и определенно обозна ченными индивидуальными чертами. Ю. Бондарев не разворачивает широко образы своих героев, сравнительно тес ные жанровые рамки требовали от писа теля лаконизма, сжатости, в основных изобразительных элементах повество вания. Исключение составляет лишь образ Бориса Ермакова, центрального героя повести, объединяющего в одном сюжет но-композиционном узле наиболее суще ственные тематические линии произведе ния. Капитан Ермаков возвращается пос ле госпиталя в свою батарею, вступает в строй накануне решающих боев на Днеп ре. Возвращение героя в родную среду позволяет как бы на глазах у читателей развернуть нити прошлого, показать предысторию отдельных характеров, рас крыть сложившиеся связи и отношения действующих лиц. С Ермаковым связана также лириче ская тема повести — история трудной, горькой любви, вырастающей из зауряд ной, казалось бы, фронтовой интриги. Вокруг главного героя концентрируются наиболее сложные нравственно-психоло гические проблемы произведения. Капи тан Ермаков оказывается непосредствен ным участником всех перипетий операции по форсированию Днепра и одним из не многих оставшихся в живых свидетелей героической гибели батальонов. В его сознании с особой остротой бьет ся мучительный вопрос, таящийся в за главии повести: в какой мере трагиче ская гибель двух батальонов, не полу чивших поддержки огнем, была вызвана объективной необходимостью? В решении этого вопроса меньше всего могут помочь прямолинейные ответы. Коллизия повести трагична по своей су ти. Необходимость и случайность спле лись здесь в один клубок: они так же вза имообусловлены, как это бывает в реаль ном потоке жизни при столкновении мно жества противоречивых тенденций и сил. Повесть начинается с жестокой карти ны разрушений, оставленных налетом вражеской авиации. На железнодорожных путях рвутся вагоны со снарядами и ар тиллерией, предназначенными для на ступления. Наступление через Днепр, уже начатое по фронту всей громадой войск, развер тывается с необратимой силой военной необходимости. Но непредвиденные кон кретные обстоятельства меняют заданный рисунок событий. Батальоны, первыми форсировавшие водный рубеж южнее города Днепрова, остаются без поддерж ки огнем. Нет стволов, которые могли бы их поддержать. Часть из них погибла в огне, все остальные по приказу коман дира дивизии Иверзева переброшены на другой плацдарм — севернее Днепрова. На долю батальонов Бульбанюка и Мак симова выпала самая тяжелая участь: осуществить жертвенный маневр, облег чивший в конечном счете общий страте гический успех операции всего корпуса. Непосредственным участникам этого маневра, принявшим на себя всю ярость танкового контрудара, далеко не ясна их подлинная роль в развернувшемся сра жении. Они гибнут с сознанием своего до конца выполненного долга и одновремен но с тяжелым чувством непонятной беды, с неразрешенным вопросом: почему нет огня? почему их порыв не поддержан ос новными силами дивизии? Эта трагиче ская ситуация развернута в повести с большой художественной силой. Писатель нашел глубоко впечатляющий метод ос вещения драмы, разыгравшейся на пра вобережном плацдарме. В статье «О настроении, сюжете и языке» Ю. Бондарев писал: «Обраща ясь к своему очень скромному опыту, хочется сказать, что, работая над книга ми «Батальоны просят огня» и «Послед ние залпы», я долго искал метод пода чи настроения героев и. следовательно, их ощущений в той или иной ситуации. В самом ответственном месте повести «Батальоны просят огня» — бой на плацдарме в окруженной немцами де ревне Ново-Михайловке — я пытался через разных героев повести дать на строение и обстановку этого страшного сражения перед гибелью батальона. Я исходил из положения: если показать трагедию глазами одного человека. то невольно собьешься на субъективную оценку происходящего — только дан ным человеком. Я попытался из различных ощущений героев повести создать картину боя. По казать, как с разным настроением в са мый ответственный момент испытания мужественно дрались и умирали люди» («Вопросы литературы», 1959, № 11). Взгляд на события сверху, в масшта бе всей дивизии, Ю. Бондарев дает глазами ее командира, полковника Ивер-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2