Сибирские огни, 1960, № 5

с такой же силой и остротой, как в произ­ ведениях Ю. Бондарева, были бы пере­ даны ощущения человека, испытанные им во время современного боя. Повести «Батальоны просят огня» и «Последние залпы» несут в себе резкие черты и при­ меты неповторимой батальной атомосфе- ры, характерной для минувшей войны. К познанию героического в поведении людей на войне Ю. Бондарев идет через обнажение реального. Героизм осознает­ ся писателем не как категория исключи­ тельного, не как идеальное качество из­ бранных лиц, но как проявление повсед­ невной воли обыкновенных людей, выпол­ няющих в бесконечно тяжелых обстоя­ тельствах войны свой гражданский и че­ ловеческий долг. Героическая тема повести воплощена в целой портретной галерее офицеров и бойцов батальона. Беспечно-отчаянный шофер Жорка Витьковский, ездовой Скляр, сержант Кравчук, братья-близне­ цы Березкины, офицеры Кондратьев, Орлов, Бульбанюк и многие другие эпи­ зодические лица надолго остаются в па­ мяти своими резко и определенно обозна­ ченными индивидуальными чертами. Ю. Бондарев не разворачивает широко образы своих героев, сравнительно тес­ ные жанровые рамки требовали от писа­ теля лаконизма, сжатости, в основных изобразительных элементах повество­ вания. Исключение составляет лишь образ Бориса Ермакова, центрального героя повести, объединяющего в одном сюжет­ но-композиционном узле наиболее суще­ ственные тематические линии произведе­ ния. Капитан Ермаков возвращается пос­ ле госпиталя в свою батарею, вступает в строй накануне решающих боев на Днеп­ ре. Возвращение героя в родную среду позволяет как бы на глазах у читателей развернуть нити прошлого, показать предысторию отдельных характеров, рас­ крыть сложившиеся связи и отношения действующих лиц. С Ермаковым связана также лириче­ ская тема повести — история трудной, горькой любви, вырастающей из зауряд­ ной, казалось бы, фронтовой интриги. Вокруг главного героя концентрируются наиболее сложные нравственно-психоло­ гические проблемы произведения. Капи­ тан Ермаков оказывается непосредствен­ ным участником всех перипетий операции по форсированию Днепра и одним из не­ многих оставшихся в живых свидетелей героической гибели батальонов. В его сознании с особой остротой бьет­ ся мучительный вопрос, таящийся в за­ главии повести: в какой мере трагиче­ ская гибель двух батальонов, не полу­ чивших поддержки огнем, была вызвана объективной необходимостью? В решении этого вопроса меньше всего могут помочь прямолинейные ответы. Коллизия повести трагична по своей су ­ ти. Необходимость и случайность спле­ лись здесь в один клубок: они так же вза­ имообусловлены, как это бывает в реаль­ ном потоке жизни при столкновении мно­ жества противоречивых тенденций и сил. Повесть начинается с жестокой карти ны разрушений, оставленных налетом вражеской авиации. На железнодорожных путях рвутся вагоны со снарядами и ар тиллерией, предназначенными для на ступления. Наступление через Днепр, уже начатое по фронту всей громадой войск, развер тывается с необратимой силой военной необходимости. Но непредвиденные кон кретные обстоятельства меняют заданный рисунок событий. Батальоны, первыми форсировавшие водный рубеж южнее города Днепрова, остаются без поддерж­ ки огнем. Нет стволов, которые могли бы их поддержать. Часть из них погибла в огне, все остальные по приказу коман­ дира дивизии Иверзева переброшены на другой плацдарм — севернее Днепрова. На долю батальонов Бульбанюка и Мак­ симова выпала самая тяжелая участь: осуществить жертвенный маневр, облег­ чивший в конечном счете общий страте­ гический успех операции всего корпуса. Непосредственным участникам этого маневра, принявшим на себя всю ярость танкового контрудара, далеко не ясна их подлинная роль в развернувшемся сра­ жении. Они гибнут с сознанием своего до конца выполненного долга и одновремен­ но с тяжелым чувством непонятной беды, с неразрешенным вопросом: почему нет огня? почему их порыв не поддержан ос­ новными силами дивизии? Эта трагиче­ ская ситуация развернута в повести с большой художественной силой. Писатель нашел глубоко впечатляющий метод ос­ вещения драмы, разыгравшейся на пра­ вобережном плацдарме. В статье «О настроении, сюжете и языке» Ю. Бондарев писал: «Обраща­ ясь к своему очень скромному опыту, хочется сказать, что, работая над книга­ ми «Батальоны просят огня» и «Послед­ ние залпы», я долго искал метод пода­ чи настроения героев и. следовательно, их ощущений в той или иной ситуации. В самом ответственном месте повести «Батальоны просят огня» — бой на плацдарме в окруженной немцами де­ ревне Ново-Михайловке — я пытался через разных героев повести дать на­ строение и обстановку этого страшного сражения перед гибелью батальона. Я исходил из положения: если показать трагедию глазами одного человека. то невольно собьешься на субъективную оценку происходящего — только дан­ ным человеком. Я попытался из различных ощущений героев повести создать картину боя. По­ казать, как с разным настроением в са­ мый ответственный момент испытания мужественно дрались и умирали люди» («Вопросы литературы», 1959, № 11). Взгляд на события сверху, в масшта­ бе всей дивизии, Ю. Бондарев дает глазами ее командира, полковника Ивер-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2