Сибирские огни, 1960, № 5

вые» затронул такие проблемы художе ственного освещения истории Отечествен ной войны, которые еще не были в нашей прозе сколько-нибудь широко поставле­ ны. И этим прежде всего определяется его значение. Опыт этого романа — при всех противоречиях и неполноте вопло­ щения замысла — не пройдет бесследно для нашей литературы. По следу, проло­ женному «Живыми и мертвыми» К. Си­ монова, устремятся вперед новые, свежие литературные силы. 3 В беседе со студентами Литературного института в 1951 году Илья Оренбург рассказал о трудностях рождения боль­ шого романа, посвященного войне: «Я позволю себе упомянуть «Бурю » — легче объяснить многое, ссылаясь на лич­ ный опыт. Мысли о «Буре» родились в годы войны. Я не писал тогда романа, да и не мог писать,— был занят другим. Война началась для меня летом 1936 го­ да, и когда 9 мая 1945 года война кон­ чилась для всех, мне хотелось, чтобы она кончилась и для меня. Я знал, что если начну писать «Б урю » , война останется в моей комнгте, на моем столе, в моем соз­ нании и сердце. Я пытался оправдаться перед собой, говоря, что романы о войне создадут другие, рядовые ее участники, юноши, шагнувшие прямо от школьной скамьи на передний край. (Скажу, кста­ ти, я и теперь убежден, что лучшие кни­ ги о минувшей войне еще не написаны, их пишут, их напишут люди, для которых война была первым большим испыта­ нием)». Мысль, высказанная И. Эренбургом, очень верна. Его большие надежды на молодое писательское поколение, про­ шедшее через войну, подтвержаются ре­ альными факт? ми литературного разви­ тия последних лет. Есть глубокая закономерность в том, что именно молодое сознание, еще не тронутое серьезными испытаниями, осо­ бенно бурно реагирует на первое жизнен­ ное потрясение. И если война была колос­ сальным потрясением для миллионов лю­ дей, то особенно глубоко она должна бы­ ла запасть в душу человека формирующе­ гося, начинающего самостоятельно мыс­ лить, заново открывающего для себя мир. Впечатления, входящие в душу вместе с первым большим испытанием, оказывают определяющее воздействие на весь склад человеческой натуры. Эти впечатления врезаются в сознание на всю жизнь. И нередко они оказываются ярче, силь­ нее, устойчивее, чем все то. что потом еще будет многократно испытано и пе­ режито. Поколение, юность которого прошла на войне, уже выдвинуло из своих рядов целую плеяду даровитых писателей. Это молодое литературное поколение далеко еще не сказало своего последнего слова, но оно принесло свежий взгляд на события войны, новую интонацию рас­ сказа об увиденном и пережитом, поиски новой, более динамичной, чем у предше­ ственников, формы художественного По­ вествования. Среди писателей, чутко выразивших новые тенденции литературы о войне, за­ метное место принадлежит Юрию Бонда­ реву. Его повести «Батальоны просят огня» и «Последние залпы», несомненно, останутся в литературе как живое и та­ лантливое свидетельство драматичных событий войны, запечатленных со всей непосредственностью и остротой впервые потрясенного чувства. Ю. Бондарев принадлежит как раз к тому поколению, которое шагнуло от школьной скамьи прямо на передний край. Голос поколения, испытания, выпав­ шие на его долю, его надежды и его судь­ ба — все это так или иначе вошло в во­ енные повести Ю. Бондарева, определило их содержание, пафос, тон. Внимание писателя сосредоточено преимуществен­ но на трагичерких эпизодах войны, ее на­ иболее острых по своему драматизму си­ туациях и узлах. В повести «Батальоны просят огня» отражен один из кульминационных в психологическом отношении моментов борьбы. Батальоны форсировали Днепр. Они приняли на себя всю тяжесть вра­ жеской контратаки. Они погибли, прико­ вав к себе основные силы противника. Их мужество и стойкость позволили взло­ мать в другом месте оборону немцев и выиграть битву за город Днепров. Собы­ тия, воспроизведенные Ю. Бондаревым, относятся к тому историческому момен­ ту, когда враг был уже надломлен, но со­ хранял еще огромные силы. Это напря­ жение борьбы, ее кровавая ожесточен­ ность переданы всем -строем и стилем повести. В «Последних залпах» развернуты кар­ тины заключительного этапа войны. Окруженная у границ Чехословакии не­ мецкая танковая группировка предприни­ мает последнюю отчаянную попытку вырваться из кольца. И эта попытка разбивается о твердость и выдержку наших войск. В поле зрения Ю. Бондарева, как пра­ вило, одна законченная военная опера­ ция, воссозданная во всех тактических подробностях и деталях боя. Но писатель не просто прослеживает шаг за шагом развитие боевой операции. Он показыва­ ет сложный узел человеческих отно­ шений, анализирует противоречивые чув­ ства и переживания отдельных людей, вовлеченных в гигантский огненный вихрь сражения. Детальный анализ собы ­ тий, взятых в тесном переплетении част­ ных человеческих судеб с историческими эпизодами войны, как раз и составляет основу авторского повествования. В нашей литературе за последние годы можно назвать не так много книг, где бы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2