Сибирские огни, 1960, № 5
соприкасающихся друг с другом, сглажи вает остроту назревающих ситуаций, не позволяя героям проявиться со всей определенностью и полнотой их индивидуальной натуры. Иначе гово ря, роману К. Симонова «Живые и мерт вые» не хватает, на наш взгляд, необхо димого драматического элемента как внутренней формы, организующей весь его многообразный человеческий мате риал. «Роман не есть эпопея. Его скорей можно назвать драмой...— утверждал Гоголь. — Все, что ни является, являет ся потому только, что связано слишком с судьбой самого героя. Здесь, как в дра ме, допускается одно только слишком тесное соединение между собой лиц... Он летит, как драма, соединенный живым интересом самих лиц главного происше ствия, в которое запутались действующие лица и которое кипящим ходом застав ляет самые действующие лица развивать и обнаруживать сильней и быстрей свои характеры, увеличивая увлеченье». Внутренняя драматическая организация романа может быть очень гибкой и осу ществляться отнюдь не только в форме прямой связи действующих лиц. Лев Толстой считал достоинством своего ро мана, что «связь постройки сделана не на фабуле и не на отношениях (знаком стве) лиц, а на внутренней связи». Намеченные в романе К. Симонова внутренние связи не развиты до конца, заслонены излишними, уравновешиваю щими остроту темы подробностями, а кое- где и просто оборваны. И хотя тема ро мана «Живые и мертвые» развита авто ром многосторонне, по нескольким само стоятельным линиям, между ними не про изошло тех глубоких сцеплений, откры вающих сокровенную суть вещей, кото рые отличают действительно цельное по мысли и пережитое во всех подробностях произведение большой формы. Недостаток организующего драматиче ского начала в какой-то мере восполняет ся в романе К. Симонова широкой по вествовательно-эпической струей. Повест вователь отделен от героев заметной дис танцией. Его точка зрения на пережива емые события отнюдь не совмещается со взглядом действующих лиц. Авторский комментарий составляет особый, самосто ятельный стилистический пласт романа. Как правило, этот комментарий дает об щую публицистическую формулировку тех выводов, которые, по мысли автора, следуют из развернутых эпизодов, ситуа ций, душевных движений действующих лиц. Эпический тон романа «Живые и мерт вые» ощутимо связан с толстовской повествовательной традицией. Стремле ние использовать эту традицию в совре менном романе о войне вполне законо мерно. Художественный опыт автора «Войны и мира» остается непревзойден ным, он дает писателю необходимый про стор для целостного выражения самых разных сторон жизненного содержания—- от массовых картин великого историче ского движения до едва уловимых поры вов человеческой души. К. Симонов, не сомненно, остается во власти толстов ской стилистики, когда заканчивает одну из глав романа такими словами: «Война шла своим чередом. Кончался еще один день ее. И главным в этом дне было не заявление, лежавшее в шинели Малинина, не наградной лист, писавшийся в штабе полка, и не торопливые записи в блокноте писателя, а то простое, но значительное обстоятельство, что еще один раз, еще на одном участке фронта под Москвой немцам к вечеру удалось сделать лишь одну десятую того, на что они рассчитывали утром». Самый ритм и построение фразы, под ступающей к предмету с разных сторон, отодвигающей второстепенное от главно го, обнажающей не только результат, но- и поиски истины, подсказаны здесь ве ликим аналитическим искусством JI. Тол стого. Но бросаются в глаза и те особен ности симоновской прозы, которые отда ляют ее от литературного источника. В эпопее JI. Толстого «Война и мир» автор-повествователь возвышается над, всей иерархией созданных им образов. Его речь как бы обтекает голоса всех остальных действующих лиц. Она выра жает ту народную, стихийно-демократи ческую точку зрения, которая несет в се бе высший суд над героями и историей. Но при этом герои живут своей жизнью, реальной до иллюзии непосредственного существования. Они не рассказаны, не описаны, а одушевлены и воссозданы во всей конкретности их бытия. Восприняв отдельные элементы тол стовской формы эпического повествова ния, К. Симонов не усвоил избранную им традицию во всей ее целостности и глубине. В романе «Живые и мертвые» повествователь не только возвышается над героями, но нередко заглушает их, подменяет их живой драматический диа лог собственным обволакивающим ком ментарием. «Он (Синцов.— А . Н.) не был трусом, но, как и миллионы других людей, не был готов к тому, что произошло. Большая часть его жизни, как и жизни этих других людей, прошла в лишениях, испытаниях, борьбе, поэтому, как выяснилось потом, на поверку, страшная тяжесть первь!х дней войны не смогла раздавить их души. Но в первые дни эта тяжесть многим из- них показалась нестерпимой, хотя они же сами потом и вытерпели ее». Непосредственное переживание героя плотно окутано разъяснением автора, который, конечно же, знает больше и ви дит дальше, чем сам герой. Но это стрем ление не столько анализировать, сколь ко оговаривать непосредственные чувства и побуждения героев во многих случаях ослабляет эмоциональную силу воздей ствия симоновской прозы. Роман К. Симонова «Живые и мерт
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2