Сибирские огни, 1960, № 5
■один день». Стремление к исторической объективности'повествования — вот пер вая творческая установка, которая ясно ощущается в самом тоне этих произве дений. Фактическая достоверность наблюден ного отчетливо сквозит в общем очерке событий, воспроизведенных в романе «Живые и мертвые». И в этом серьез ное достоинство нового рамана К. Симо нова. В главных звеньях романа «Живые и мертвые» чувствуется стремление соеди нить личную судьбу центрального героя Синцова с теми историческими события ми, в которых он участвует. Задача эта чрезвычайно сложна. И не только потому, что герой должен пройти через самые разные положения, которые в своей со вокупности развернули бы весь спутан ный клубок событий, пережитых нашей армией в 1941 году. В самой необычнос ти судьбы героя заложены возможности разностороннего изображения событий начала войны. Синцову выпала нелегкая участь. Свой путь он начинает с безу спешных скитаний по фронту в поисках редакции. Перед его глазами проходят десятки людей, по-разному воспринявших тяжесть первых поражений. Он стано вится свидетелем множества безымянных драм и трагедий, которые были вызваны отступлением. Вместе с остатками диви зии Серпилина Синцов выходит из одно го окружения и попадает в другое, еще более катастрофическое по своим послед ствиям. После ранения и побега из пле на Синцов в одиночку переходит линию фронта. Его глазами увидена Москва в грозные октябрьские дни 1941 года. Как рядовой коммунистического батальона, он участвует в боях, ставших прологом разгрома немецко-фашистских войск. Точка зрения на события, увиденные так, как они открываются Синцову, позволи ла К. Симонову живо воспроизвести не которые характерные черты обстановки 1941 года. Драматизм исторического момента особым образом преломляется в личной судьбе главного героя. Он переживает и драму отступления, и беду человека, по павшего после плена в двусмысленное, ложное положение. Надо сказать, что Синцов не выделяется среди других ге роев особой широтой и твердостью своей натуры. Напротив, он знает за собой сла бости и колебания, которые не знакомы многим из тех, с кем свела его воинская судьба. Характер героя оказался в заметном несоответствии с историческими обстоя тельствами. через которые он проходит и в которых формируется его сознание, как участника войны. Слишком узкий, частный характер носят его переживания за себя, за свою репутацию, они недоста точно созвучны тому народному бед ствию и той ярости массового сопротив ления, свидетелем которых он стал. Син цов воспринимается в романе скорее как свидетель, очевидец событий, многое уз навший, но гораздо меньше перечувство вавший, чем те люди, с которыми он бок о бок отступал до предместий Москвы, а потом по пожарищам наступал на Запад. Взгляд героя, ограниченный эмпириче ским кругом его личных впечатлений, естественно, не охватывает всех наибо лее существенных сторон исторической картины начала войны. Многие обсто ятельства и факты, предопределившие неожиданный разворот событий 1941 го да, либо не ясны Синцову, либо вовсе недоступны его взгляду. В этом смысле фигура Серпилина, крупного командира, пострадавшего перед войной за то. что он открыто указывал в своих выступлениях на сильные стороны военной подготовки противника, существенно обогащает про блемное построение романа. Но в психо логическом отношении линия Серпилина не развита в «Живых и мертвых» с доста точной глубиной. В попытках понять и осмыслить происходящее автор не ведет своего героя дальше общеизвестного. Раз витие его ищущей мысли обрывается на полпути. Понятно, что общая перспектива со бытий видна сегодня писателю несрав ненно яснее, чем в свое время его геро ям. Но вся трудность творческой задачи, возникшей перед автором романа о вой не, как раз и заключалась в том. чтобы проследить изнутри, как обретали эту перспективу и главный герой и окружа ющие его люди. В роман К. Симонова «Живые и мерт вые» входит множество лиц с самостоя тельной судьбой и своей особой биогра фией. Не случайно Синцов задумывается над тем, что «за всю его жизнь у него не было столько скоротечных встреч, нераз лучных товариществ и бесповоротных разлук со столькими людьми, как за эти пять месяцев войны». Казалось бы, сами события, разорвав шие цепь обычной закономерности, пред определили и хроникальную, восходящую к дневнику форму романа, и его пере населенность, и скоротечный случайный характер многих связей, соединяющих героев между собой. Но когда охватыва ешь мысленно и отдельные звенья рома на и все его здание в целом, становится очевидно, что это мелькание лиц объяс няется не столько характером материа ла, сколько конструктивными недостат ками самой художественной постройки. События в романе «Живые и мертвые» как бы заслонили собой их конкретных участников. Чрезмерное значение приоб рели внешние мимолетные связи, являю щиеся результатом случая или неожи данного стечения обстоятельств. Многие подробности повествования восприни маются как излишние и необязательные, в то же время как центральные ситуации отнюдь не всегда развиты в достаточной мере обстоятельно и подробно. Самый характер отношений действующих лиц не столько противоборствующих, сколько
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2