Сибирские огни, 1960, № 5
Эта, по определению автора, «малень кая повесть» принадлежит к тому же циклу «Из записок военного корреспон дента», в который вошли рассказ «Пан телеев» и повесть «Еще один день». Все эти произведения объединяет образ на- блюдателя-рассказчика, корреспондента «Красной звезды» Лопатина. Очевидно, сам автор рассматривает произведения цикла как звенья одной цепи наблюдений и размышлений над уроками войны. Та кая позиция предполагает известное един ство точки зрения или, по крайней мере, единство художественного метода иссле дования различных фактов. Однако, не смотря на подчеркнутую автором фор мальную связь всех трех произведений, между повестью «Еще один день» и «Пантелеевым», с одной с т о р о н ы , и рас сказом «Лель», с другой, лежит резкая черта. По духу, по глубине анализа че ловеческих характеров, наконец, просто по отличительным признакам и мере та ланта эти произведения трудно сопоста вимые. Если бы они не были подписаны одним и тем же известным литератур ным именем, можно было бы подумать, что их создали два очень разных чело века. В рассказе «Лель» на первый план вы ступила тема идейного отступничества, предательства, «потемок духа». Сам по себе такой поворот темы, конечно, не вызывает возражений. Психологию пре дательства, двурушничества нужно хоро шо знать, чтобы успешно распознавать и бороться с современными духовными оборотнями. Если бы К. Симонов правдиво и силь но раскрыл эту сторону мрачных «поте мок духа», можно было бы понять писа теля. Но, увы, в рассказе «Лель» про изошла весьма странная подмена объекта. Начат рассказ очень многозначитель но. Эта многозначительность лишний раз подчеркивается тем, что его развязка да на уже на первой странице: некто «Н. Зайцев», он же «Н. 3 .» , «Н. Евгень- ев» и, наконец, «Н. Лель» оказался пре дателем родины: продавшись фашистам, он выступил в их грязной газетке с пе редовой статьей «Свобода творчества!», тут же напечатав под разными подпися ми и свои собственные литературные опусы. Таким образом, жизненный финал главного персонажа заранее известен — перед нами презренный отщепенец, по литически и морально растленный чело век. А поскольку итог известен, основной интерес, естественно, сосредоточивается на мотивах, причинах, предыстории это го падения, рассказ о которых занимает центральное место в конструкции произ ведения. И вот здесь-то и произошла под мена темы. К. Симонов пообещался рас сказать историю человека, опустившего ся до предательства, то есть до самого гнусного из всех политических преступ лений, а рассказал весьма банальную и малозначительную историю «непризнан ного таланта», мелкого неудачника, бес славно подвизавшегося на поприще лите ратуры. Но ведь психология мелкого ли тературного неудачника (даже с чрезмер но раздутым личным самолюбием) и пси хология предателя— это величины далеко не всегда обратимые, говоря языком юриста, тут два совсем разных состава преступления. Но как раз той мотивиров ки, которая бы неоспоримо доказывала закономерность такого превращения именно в данном случае, в рассказе нет. Конечно, и из мелкого литературного неудачника может, как из личинки, вы расти предатель. Предательство вообще не требует каких-то особых талантов и качеств, кроме одного — шкурничества. Объяснять же предательство непосред ственно психологией ущемленного лите ратурного неудачника — это все равно, что объяснять гангрену простудным на сморком. К. Симонов, как это ни странно, оказался в положении врача, поставивше го именно такой диагноз. Политическое падение героя, очень внешне мотивированное привходящими литературными обстоятельствами, оста лось в рассказе «Лель» без правдивого, закономерного в своих главных «узлах» биографического и психологического объ яснения. 2 Роман К. Симонова «Живые и мерт вые» создавался в течение второй поло вины пятидесятых годов. Он отделен от изображаемого времени почти двумя де сятками лет. Историческая перспектива, открывша яся перед взглядом писателя, действи тельно позволила ему как бы заново, с более высокой точки зрения оценить со бытия войны. Но перед художником всегда стоит дилемма: либо опередить время, проникнуть дальше того, что ус тановилось, либо отстать. Достоинства и недостатки нового романа К. Симонова «Живые и мертвые» 1 лишний раз сви детельствуют, насколько остро встает этот выбор перед писателем, затрагива ющим действительно глубокие вопросы общественно-исторического развития. По своей основной направленности но вый роман К. Симонова продолжает гла венствующие мотивы, намеченные рас сказом «Пантелеев» и повестью «Еще 1 Надо отметить, что под заглавием «Живые и мертвые» уже появился роман о войне молодо го писателя Л. Кукуева. Этот роман был опубли кован сначала в «Сибирских огнях» (1958), а за тем выпущен отдельным изданием в Иркутске (1959). Повторение чужого заглавия, как бы оно ни было выразительно само по себе, едва ли можно признать достижением авторской мысли. Тем более, когда речь идет о близком жизнен ном материале. Этот небольшой штрих по-своему симптоматичен: даж е выразительное заглавие м о жет оказаться неоригинальным.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2